Водонапорная башня в подмосковной Лобне нуждается в защите
Водонапорная башня в подмосковной Лобне – городская достопримечательность, туристический объект, а теперь – ещё и предмет жарких споров. Ажурное строение работы знаменитого инженера Владимира Шухова ветшает и нуждается в защите. Как спасти памятник? Разбирался Евгений Краков.
Вокруг шуховской башни в подмосковной Лобне разгорелся спор местных жителей и администрации. Чиновники якобы решили башню перенести ближе к центру города, а жители встретили эту идею без энтузиазма – боятся, что башню не уберегут. К тому же, здесь она должна была стоять по задумке самого Шухова.
"В истории полно таких примеров, но это, по-моему, враги делали. Когда они захватывали какой-то населённый пункт, и все исторические ценности вывозили куда-то. Но администрация же, наверное, не хочет сказать, что они нас захватили и что они нам враги?" – говорит местная жительница Марина Дубенко.
В 1912 году в посёлке Луговая близ Лобни, было заложено образцовое хозяйство, колыбель сельхозисследований, который позднее превратился в НИИ кормов имени Вильямса. Хозяйству была нужна водонапорная башня, и вскоре Владимир Шухов создал здесь один из своих знаменитых гиперболоидов. Сегодня это любимая местная достопримечательность.
"Существуют туристические маршруты, на самом деле сюда приезжают люди, которые посещают Луговую, смотрят на башню. Исторически она была здесь, и она здесь находится уже больше 100 лет", – рассказывает местная жительница Виктория Голубовская.
Администрация обратила внимание на башню в прошлом году, когда та пострадала от урагана. Её сначала покрасили, а потом поставили вопрос о том, что без поддержки долго башня не продержится. Мнение, что перенос необходим, тоже популярно. Был бы у башни статус объекта культурного наследия, как у знаменитой башни на Шаболовке, и отношение к ней было бы другим, и финансирование. А пока юридически – это груда ржавеющего металла, да ещё и на закрытой территории – земля относится к местному водоканалу.
"То, что сейчас предлагается сделать – перенести её и сделать её, обновить, – это совершенно реально, и она будет абсолютно идентична", – отмечает президент Международного Шуховского Фонда Леонид Штерн.
Решение в администрации пока не принято. Один опрос общественного мнения уже был, и голоса разделились. Но как говорят чиновники, это была проба пера, и основное голосование ещё предстоит. А пока нужно оценить текущее состояние башни, возможные затраты на ремонт.
"Администрация на сегодня не рассматривает вопрос переноса башни. Мы рассматриваем вопрос о результатах экспертизы. Только после того, как мы получим результат, мы будем уже дальше предпринимать какие-то шаги", – подчеркивает первый заместитель главы городского округа Лобня Владимир Зиновьев.
Среди лобненцев популярно мнение, что проблема в самой конструкции башни – балки скреплены не болтами, а заклёпками, забитыми паровым молотом. Один раз разберёшь – назад не восстановишь. Но на самом деле в современной России и практика есть, как в случае с первой шуховской башней в Выксе Нижегородской области, и специалистов хватает. Сам Шухов основал старейшую в России организацию, которая проектирует и исследует металлоконструкции. Сегодня это ЦНИИПСК. Представители этого института приступают к экспертизе гиперболоида в Луговой.
"Мы считаем своим долгом, делом чести для себя, для своего института, продолжать сохранять творение Шухова в должном виде. И безусловно мы наблюдаем за теми сооружениями, которые сохранились до сегодняшнего дня", – делится мнением исполнительный директор ЦНИИПСК им. Мельников Наталья Силина.
В основе экспертизы – метод микропроб. Это даст возможность воссоздать именно такую сталь, которая использовалась изначально, до последней частицы углерода. В микроскоп видна кристаллическая решётка, аргоновый спектрометр определяет состав со всеми примесями, алмазная пирамида на этом станке давит на металл с целью определения твёрдости, а здесь его наоборот растягивают, чтобы определить предел упругости. Например, эта деталь порвалась при растяжении силой в 16 тысяч ньютонов. Внешнюю среду для тестов воссоздают тут же. Будущие части конструкций тестируют три месяца в морозе и в жаре, в сухости и во влажности. В этой камере распыляют соляной раствор. Так имитируют морской воздух. Владимир Шухов создал около 200 башен, и они не были типовыми. Каждый из его гиперболоидов уникален. Но до нашего времени сохранилась всего пара десятков. Поэтому каждая башня заслуживает трепетного отношения.