Как реставрируют иконы из Пикалёвского музея
Икону "Благовещение" восстанавливают в селе Рождествено Ленинградской области. Образ из коллекции Пикалёвского музея состоит из фрагментов, написанных в разное время. Неизвестный мастер объединил их в единое целое еще в XIX веке. За процессом реставрации наблюдала Катерина Картузова.
Из старообрядческой молельни эта икона попала в Пикалёвский краеведческий музей. Изображение уже плохо просматривалось: красочный слой потемнел. В Международном центре реставрации в Рождествено провели рентгенографическое исследование. Выяснилось, что святыня состоит из двух отдельных фрагментов, искусно совмещенных на одной доске. Некогда образы украшали навершие Царских врат!
"Остались только две верхние части: от левой створки – архангел Гавриил, от правой – Богоматерь. Они сами по себе не могли быть использованы в богослужении. Старообрядческим мастерам пришла в голову идея сделать из этого образ Благовещения. Из двух половинок Царских врат сделать одну икону! Для этого была изготовлена эта доска, где сделали выемки по форме двух сохранившихся древних фрагментов. Они были туда вклеены, и сверху всё это было прописано", – рассказал заведующий мастерской реставрации темперной живописи Международного центра реставрации Дмитрий Пейчев.
Дмитрий Пейчев – заведующий мастерской реставрации древнерусской живописи – под микроскопом раскрывает слой за слоем. У иконы по сути два автора. Сначала появляются так называемые "поновления" старообрядческого мастера, восполнившего утраты в конце XIX века. А под ними проступает оригинальная живопись конца XVI столетия. Ее автор неизвестен, но по его манере – уточненной, склонной к византийским традициям – предполагают, что это представитель московской школы. За год кропотливой работы открылись лики Богородицы и архангела Гавриила.
"Если лик архангела сохранился полностью, то у Богоматери вся тайная сторона, так называемая лика, полностью утрачена. Это оставлена поздняя живопись на ней. И левая рука тоже не своя. Вот эта ручка относится к XVI веку, а эта – к какой-то промежуточной записи", – сообщил Дмитрий Пейчев.
В Рождествено восстанавливают еще несколько святынь из Пикалёво. Александра Хмара работает над образцом старообрядческой живописи – иконой святого Иоанна Предтечи. За полгода реставратор удалила поверхностные загрязнения и плотный слой копоти, скрывавший яркость красок. Впереди – завершающие этапы: тонировка в пределах утрат и восполнение грунта.
"Можете наблюдать, легкие претинки в тенях. Они написаны лаком, именно поэтому мы работаем под микроскопом – для лучшего контроля. И таким образом раскрываем живопись и сохраняем тонкую лаковую пленку. Мы не убираем ее полностью, а сохраняем все лаковые притенения и тонкую разделку золотом", – пояснила художник-реставратор мастерской темперной живописи Международного центра реставрации Александра Хмара.
Анастасия Шаврина занимается подготовкой к финальному этапу реставрации иконы XIX века – образа Тихвинской Богоматери.
"Сейчас я выполняю тонировки в технике пуантель. Как правило, они выполняются на полтона светлее и холоднее авторской живописи. Мы тонируем их условно, сероватым тоном, чтобы пригасить белый цвет реставрационного грунта", – поделилась художник-реставратор мастерской темперной живописи Международного центра реставрации Анастасия Шаврина.
Еще не известно, какие секреты таит эта икона. Раскрытие красочного слоя, которое начнут в ближайшее время, покажет, что скрывается за слоями времени.