Выставка "Вызывающе красиво" открылась в музее-заповеднике "Царицыно"
"Вызывающе красиво" в музее-заповеднике "Царицыно". Здесь открылась выставка, посвящённая 200-летию одного из самых узнаваемых промыслов России – жостовской росписи. В экспозиции – вся история расцветающих подносов: от кустарных поделок XIX века до авторских изделий века XXI. Подробности – в нашем репортаже.
Яркие цветы на чёрном фоне – будто только что сорваны из летнего сада. Пышные розы, дикие маки, васильки и астры цветут на металлических подносах уже 200 лет. Каждый мазок – как дыхание мастера, каждая композиция – отдельная история жостовского промысла.
"Представлен ряд творческих экспериментов жостовской росписи. И они в какой-то степени вызывающие", – рассказал генеральный директор Жостовской фабрики Андрей Климачев.
На выставке – более 300 предметов – от экспонатов XIX века до авторских работ наших дней. Рядом с классикой – подносы Мастерской Антиповых: техника Николая Антипова соединяет фюмаж, графику и тончайшую работу по порошку и золоту. Рядом – пиксельные букеты Дмитрия Ламонова, в которых традиция звучит на языке современного искусства.
"Нам кажется важным всегда рассказывать, с одной стороны, историю производства, с другой стороны, то, во что это производство вырастает сейчас. и как традиция пересекается с современным искусством", – поделилась генеральный директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина.
Советская эпоха принесла в жостовскую роспись новые мотивы и краски. Вместо привычных букетов – портреты, пейзажи, натюрморты. Среди них – образы Ленина и натюрморты Алексея Лёзнова, созданные по эскизам Петра Кончаловского.
"Вещи Петра Петровича Кончаловского и художника Лёзнова существуют в единственном экземпляре. Это беспрецедентный эксперимент 30-х годов, который, мы выставляем уже не в первый раз. Они представлены и на фабрике, и о них широко известно. Но без них обойтись нельзя", – отметила куратор выставки, старший научный сотрудник музея-заповедника "Царицыно" Наталья Полонникова.
Если подносы начинались с эскизов, то сам промысел – с людей, которые создавали его изо дня в день. Особое внимание кураторы уделили мастерам, чьими руками рождалась красота из обыкновенного металла.
Наталья Полонникова: "Нам удалось собрать большое количество предметов Бориса Васильевича Графова. Это главный художник промысла, который являлся стыковым с 1951 по 2006 год. Именно он задал основную тональность промыслу".
Жостово – это не только подносы. В экспозиции – изделия игрушечного цеха: расписные лопатки, ведёрки и лейки. Здесь же предметы быта: шкатулки, хлебницы, кубышки. Все то, что когда-то украшало повседневную жизнь и сегодня напоминает – традиция жива, пока живы ее ценители.