"Архитекторы братья Веснины. Начало" – выставка в Музее архитектуры им. Щусева
"Архитекторы братья Веснины. Начало" – Музей архитектуры представляет проект, посвященный молодости лидеров конструктивизма. Они строили заводы и электростанции, институты и дворцы культуры, но в начале – купеческие особняки и старообрядческие церкви. Как отвергались догмы и рождался стиль – расскажет Юлия Струкова.
Не только проектные материалы – начало деятельности трех братьев Весниных здесь в личных документах, фотографиях и семейных реликвиях. Архиву архитекторов – это несколько сотен предметов – невероятно повезло. Он сохранен полностью.
"Это поступление было сделано по завещанию сестры братьев Весниных – Лидии. Благодаря этому у нас хранится этот цельный массив, очень информативный, он мало изучен, он еще не вполне опубликован", – говорит директор Музея архитектуры им. Щусева Наталья Шашкова.
Фото, сделанные братьями: дом в Юрьевце, и вид из него, семейная икона, где изображены святые покровители всех членов семьи, генеалогическое древо – подарок бабушке и дедушке братьев Весниных к 50-летию супружеской жизни. Следующий раздел – об учебе. В 1901 году старший Леонид поступает в Академию художеств, средний Виктор и младший Александр – в Институт гражданских инженеров.
"Есть прекрасный отчет о прохождении практики на строительстве гостиницы "Метрополь", где рисуют всякие инструменты, лопаточки, лестницы, как этим пользуются. То есть их учили архитектуре не только на уровне "мы ее спроектировали, а кто-то строит". Их учили на уровне "Мы это еще и воплощаем", – рассказывает куратор выставки Юлия Старостенко.
Веснины берутся за любые задачи – проектируют церкви, часовни, частные дома и особняки. Не отказываются, к примеру, отрисовать перспективу поселка для рекламного буклета. Между ними нет соперничества – делают работы индивидуально и вместе. К примеру, втроем участвуют в конкурсе на создание проекта фасада Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Работали с невероятной скоростью.
"У нас сохранились совершенно волшебные на одном из черновых листов записочки от двух младших братьев к старшему. Они посылали ему проект со словами, что "прости, мы очень долго возились с фасадом, подожди пока чертить перспективу". Они хотели приехать 11 декабря, а Леонид сказал: не надо приезжать 11, приезжайте 12-13". Срок сдачи проекта был 15", – продолжает куратор выставки Юлия Старостенко.
Конкурсы приносят им известность, частные заказы – порождают следующие заказы. В начале 1915 года Виктор Веснин проектирует особняк для фабриканта Бурнаева-Курочкина, и от него же получает заказ на проектирование Первого химического завода.
"В первые годы после революции, я имею ввиду братья Леонид и Виктор, они продолжают работу, связанную с промышленным строительством. В частности Леонид начинает работать в системе плана ГОЭЛРО, Александр начинает заниматься театральными декорациями, работой с режиссёром, в том числе Миерхольдом", – делится мнением заместитель директора по научной работе Музея архитектуры им. Щусева Анатолий Оксенюк.
Но уже в начале 1920 годов братья вновь вместе участвуют в советских архитектурных конкурсах. На дворец труда в Охотном ряду, здание библиотеки имени Ленина, работают над проектом Ивановского сельскохозяйственного банка, Дома политкаторжан и Дома культуры ЗИЛ в Москве. Веснины-практики и именно они воплощают в реальность современную архитектуру в стиле, который назовут конструктивизмом.