7 ноября 2025, 18:39 7 ноября 2025, 19:39 7 ноября 2025, 20:39 7 ноября 2025, 21:39 7 ноября 2025, 22:39 7 ноября 2025, 23:39 8 ноября 2025, 00:39 8 ноября 2025, 01:39 8 ноября 2025, 02:39 8 ноября 2025, 03:39 8 ноября 2025, 04:39

Императорский фарфоровый завод пополняет серию "Народности России"

  • Картинка
  • Императорский фарфоровый завод пополняет серию "Народности России"
  • Картинка
    Императорский фарфоровый завод возрождает серию "Народности России"
  • Императорский фарфоровый завод пополняет серию "Народности России"
Художники и скульпторы надеются, что их работа будет способствовать культурному сближению народов России.

Императорский фарфоровый завод работает над продолжением знаменитой серии "Народности России". Мастера не только восстановили 74 статуэтки исторической коллекции, выпускавшейся в 1907–1917 годах, но и создают новые скульптуры. Подробности у Дмитрия Ясковского.

Этнографический музей. На горельефах бок о бок русские крестьяне с белорусскими ремесленниками, финскими рыбаками и польскими священниками. Но мало кто знает, что гораздо более полная портретная галерея народов империи была создана в фарфоре. Фигурки, пережившие войны и революции, тоже хранятся в этом музее.

"Проект был задуман непосредственно императором Николаем II к 300-летию дома Романовых. Это был такой взгляд на историю России, на историю прирастания землями и народами", – рассказала ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея Елена Мадлевская.

Галерею образов решили создавать на строго научной основе, опираясь на этнографические исследования и данные переписи населения 1897 года. Контролировал работу директор Кунсткамеры Василий Радлов, а отвечал за достоверность изображений главный бутафор императорских театров Павел Каменский. Проект посчитали настолько важным, что он перешагнул даже за географические границы Российской империи.

"Несколько фигурок были сделаны исходя из геополитических интересов русского правительства, в частности это фигурки соседей России на Дальнем Востоке и в Азии", – пояснила Елена Мадлевская.

Работа была настолько кропотливой, что Императорский фарфоровый завод смог создавать лишь по 6-7 фигурок за год. Во главу угла была поставлена достоверность изображений – от лиц до мельчайших деталей костюмов. Сегодня "Императорский фарфоровый" возвращается к той самой коллекции, которую помешали закончить война и революция. Реплики отличаются от оригиналов лишь по толщине глазурного слоя – свет в современных работах преломляется немного по-другому.

"Трудно уловить живой взгляд, сделать более реалистичным лицо. Приходится поработать, чтобы были живые глаза. Ну и, конечно, передать всю красоту народного костюма", – поделилась художник по росписи фарфора Императорского фарфорового завода Лариса Григорьева.

Парадокс, но при абсолютной идентичности оригиналу, каждая работа всё равно остается авторской.

"Есть так называемый почерк скульптора или художника, который в любом случае в произведении остается: другой разрез глаз, другие складки – и повторить это очень сложно. Поэтому мы прибегли 15 лет назад к наукоемким технологиям – это лазерное сканирование", – сообщил руководитель отдела креативных проектов Императорского фарфорового завода Кирилл Пименов.

В этом же проекте удалось запечатлеть исчезающие народы, например айнов, которых сегодня осталось не больше 300 человек. Современные фарфоровые статуэтки, возможно, даже лучше прежних отражают национальные типажи и особенности костюмов – ведь ученым за последние 100 лет удалось существенно пополнить этнографический материал. Художники и скульпторы надеются, что их работа будет способствовать культурному сближению народов России и покажет богатство страны во всем ее национальном разнообразии.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация