"И я там был" – мрачные сказки Афанасьева на сцене Театра Наций
"Колобок" и "Репка" – "16 плюс". Новый спектакль Театра Наций "И я там был" не предназначен для детей. Как и сборник русских народных сказок Афанасьева, откуда взяты 9 сюжетов. Яна Музыка была на показе.
Девять сказок, многие из которых мы знаем с детства. "Гуси-Лебеди", "Колобок", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". И те, что не на слуху – "Звери в яме", "Байка о щуке зубастой". И в этой сценической версии все они – не для слабонервных. Новое пространство Театра Наций – территория лабораторий и экспериментов. Жанр сказки традиционно считается подходящим для читателей младшего возраста, но здесь спектакль по сказкам из сборника Афанасьева – адресован зрителям старше 16 лет. Это исходные тексты, без литературной обработки – и в них много жуткого. Если использовать современные термины, то это скорее хоррор. Почти во всех сюжетах присутствует смерть, и не просто в старости в своей постели – тут много насилия. Лихо одноглазое зарезало человека, чтобы съесть, ради спасения жизни герой той же сказки отрезает себе руку.
"Да, они жесткие, они страшные, они заканчиваются смертью, потому что это сказки были не для детей, а для всех. А для детей они были уроками. Это должно быть уроком, жестким уроком. Для того, чтобы потом спасти от чего-то, сказки-уроки", – объясняет актриса Анна Галинова.
О работе над этим спектаклем артисты говорят так: нужно было сойти с ума, а потом собрать себя заново. Мощное воздействие этих текстов они ощутили на себе.
"В них заключена какая-то невероятная энергия хтоническая, которую даже мы после прогонов на себе ощущаем, когда она, может, не совсем уходит, мы просто ощущаем какое-то её влияние на себе. Что касается мудрости, то для меня, я не знаю как для остальных, многие сказки очень перекликаются с сегодняшним днем", – делится мнением актриса Маргарита Якимова.
При том, что сами сюжеты очень страшные, режиссер сделал так, что зрители в зале постоянно смеются. По способу актерского существования, это близко к клоунаде.
"Это гротеск. В том смысле, что какая-то черта, какое-то качество, какое-то свойство, какой-то характер мы просто обостряем и делаем не 10 градусов, а 100. Условно если зло, то оно прям зло-зло-зло злодейское. В каком-то смысле экспрессионизм такой. Любая черта доводится до крайностей. Таким образом это становится и смешным и трагичным одновременно", – рассказывает режиссёр Арсений Мещеряков.
Сюжетно эти 9 сказок друг с другом не связаны, при этом в спектакле возникает сквозная линия, вернее – цикличность. Все начинается и заканчивается смертью – за которой следует новый цикл.