11 ноября 2025, 11:29 11 ноября 2025, 12:29 11 ноября 2025, 13:29 11 ноября 2025, 14:29 11 ноября 2025, 15:29 11 ноября 2025, 16:29 11 ноября 2025, 17:29 11 ноября 2025, 18:29 11 ноября 2025, 19:29 11 ноября 2025, 20:29 11 ноября 2025, 21:29

Выставка в Санкт-Петербурге расскажет о подвиге блокадных мастеров-маскировщиков

  • Картинка
  • Выставка в Санкт-Петербурге расскажет о подвиге блокадных мастеров-маскировщиков
  • Картинка
    В Центральном архиве Петербурга открылась выставка о блокадных маскировщиках
  • Выставка в Санкт-Петербурге расскажет о подвиге блокадных мастеров-маскировщиков
Архитекторы, декораторы и альпинисты спасали город от разрушений во время Великой Отечественной войны.

"В поисках цвета: подвиг блокадных мастеров-маскировщиков" – новая выставка в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. О том, как архитекторы, декораторы и альпинисты спасали город от разрушений во время Великой Отечественной войны – расскажет Катерина Картузова.

Миллион квадратных метров металлических крыш. Острые шпили. Во время блокады Ленинграда все они стали одного цвета. Специальная краска была защитой от вражеской авиации.

"В чем и был смысл маскировки – в том, чтобы наши знаменитые шпили Адмиралтейства и Петропавловской крепости не отличались от общего пейзажа и не давали летчикам немецко-фашистской авиации, для которых шпили были в первую очередь ориентирами, для того чтобы их скрыть, и они не выделялись среди общей массы ленинградских крыш", – рассказал ведущий архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Андрей Солнышкин.

Укрыть целый город в максимально сжатые сроки – задача, на первый взгляд, невыполнимая. Главный архитектор Ленинграда – Николай Баранов – возглавил эту уникальную операцию. Решения принимали быстро. Памятники обкладывали мешками с песком и закрывали фанерными щитами, мраморные скульптуры закапывали в землю, мосты маскировали под руины – установленные деревянные конструкции создавали иллюзию разрушений, а здание Смольного частично камуфлировали под парк – на сети нашивали листья. Архитекторы, художники, декораторы в годы войны освоили новую профессию – маскировщик.

"Рисунки выдающегося художника – Эдуарда Михайловича Криммера. Это человек, который долгое время работал в театрах, он занимался именно постановочными действиями и во время Великой Отечественной войны войны маскировал военные аэропорты. И здесь рисунки его отряда", – отметил заместитель председателя Архивного комитета Санкт-Петербурга Валентина Немина.

Сложнейшей работой было сделать невидимыми купола и шпили. Золото Петропавловского собора и Исаакия скрыли под слоем серой краски, цвета "ленинградского неба". А вот верх Адмиралтейства, покрытый сусальным золотом, пришлось прятать под гигантским защитным чехлом. Устанавливали его альпинисты – любители. А швеи Кировского театра занимались изготовлением маскировочных сеток, которыми закрыли Николо-Богоявленский Морской собор.

Андрей Солнышкин: "В 43-44 году на прядильно-ниточном комбинате было налажено промышленное производство маскировочных сетей. Как раз здесь аппликация, которая использовалась на этих сетях".

Для частично разрушенных зданий создавали декорации. Так они не привлекали внимание и были законсервированы для будущей реставрации. А вот памятники Кутузову, Суворову, Барклаю де Толии – так и остались открытыми. Сначала они были включены во вторую очередь защиты монументов, а затем было принято решение их не укрывать, использовать, как символы победы.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация