12 ноября 2025, 08:41 12 ноября 2025, 09:41 12 ноября 2025, 10:41 12 ноября 2025, 11:41 12 ноября 2025, 12:41 12 ноября 2025, 13:41 12 ноября 2025, 14:41 12 ноября 2025, 15:41 12 ноября 2025, 16:41 12 ноября 2025, 17:41 12 ноября 2025, 18:41

Ретроспективная выставка Владимира Немухина – в Новой Третьяковке

  • Картинка
  • Ретроспективная выставка Владимира Немухина – в Новой Третьяковке
  • Картинка
    Ретроспективная выставка Владимира Немухина – в Новой Третьяковке
  • Ретроспективная выставка Владимира Немухина – в Новой Третьяковке
Впервые на выставке представлены архивные материалы, рассказывающие о жизни одного из лидеров нонконформизма.

"Владимир Немухин. Игра в абстракцию". В Новой Третьяковке – ретроспектива одного из лидеров советского неофициального искусства. Первые юношеские картины Немухин писал на карте СССР, разрезанной на кусочки: просто шла война, холстов не достанешь. Влюбленность в авангард, лианозовский барак и "бульдозерная" выставка – всё это было впереди. Юлия Струкова продолжит.

От ранних графических работ 50-х годов – через живописные полотна – к поздним экспериментам. Ретроспектива Владимира Немухина, художника-шестидесятника, одного из лидеров нонконформизма, охватывает все этапы его творческого пути.

"Многие из художников "Лианозовской школы" и нонконформистов были фронтовиками, прошли лагерную жизнь. В детстве и отрочестве Немухина это миновало. Но во время войны он работал на заводе и параллельно тяга к рисованию не давала ему спокойно существовать. Он делал кисточки из собственных волос", – рассказала заместитель генерального директора по научной работе Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.

В 50-х Владимир Немухин, как и многие молодые художники, только открывшие для себя мировое и европейское искусство, увлечен абстракцией. К середине 60-х абстракция приедается, кажется ему излишне эмоциональной, чувственной. Немухин – в поиске. Он разрезает свои холсты, вставляет коллажи, экспериментирует с формами. Карты – часть его пространственных экспериментов.

"Он их выводит в некое пространство, играет с этим пространством, экспериментирует. Кто-то из искусствоведов вспомнил "тройка, семерка, туз", и мы понимаем, что здесь есть что-то от нашего национального кода", – добавила Татьяна Юденкова.

Около двух десятков произведений своих друзей – Оскара Рабина, Лидии Мастерковой и других – подарок Третьяковской галерее к ее 150-летию был инициирован Владимиром Немухиным. Он считал важным, чтобы нонконформизм в музее был представлен как цельное художественное явление.

"Мы назвали этот раздел "В круге Лианозова". Но там не только "Лианозово", там такие крупнейшие художники, как Целков, Янкилевский, Соостер и другие", – поделилась куратор выставки, зав. отделом живописи второй половины XX в. Государственной Третьяковской галереи Наталия Александрова.

Часть произведений для выставки представлены музеем Анатолия Зверева. Художник был одним из лучших друзей Владимира Немухина.

"Наш музей стоит через улицу, через двор от его знаменитой мастерской, где всегда находил приют Зверев. Это такое место силы. Он сделал его первую выставку при его жизни, сделал первую посмертную его выставку. Что же говорить, мы сильно связаны с ним. И побудительная причина и нашего музея, и Третьяковской галереи – это благодарность", – пояснила координатор выставочных и издательских проектов, главный хранитель Музея AZ Наталья Волкова.

Впервые на выставке представлены архивные материалы, рассказывающие о жизни художника: личные документы, фотографии, письма, позволяющие глубже понять сложный внутренний мир Владимира Немухина и проследить эволюцию его творчества.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация