"Крысолов" – на биеннале театрального искусства "Уроки режиссуры"
"Крысолов" – на биеннале театрального искусства "Уроки режиссуры". "Роковую драму" по рассказу Александра Грина привёз на фестиваль петербургский камерный театр "Левендаль". Режиссёр Ярослав Морозов соединил мрачную фантасмагорию Гражданской войны с рок-балладами на стихи Байрона. Что получилось, увидела Яна Музыка.
Весной 1920 года, именно в марте, именно 22 числа – так начинается рассказ "Крысолов". Действие происходит в Петрограде, героя мучают голод и бессонница. Александра Грина читатели знают в основном по "Алым парусам" – нежной истории о мечте и вере. А вот для режиссёра Ярослава Морозова самое сильное и важное произведение этого писателя – "Крысолов". Рассказ, в котором много намешано: люди, крысы, принимающие человеческий облик, таинственный избавитель, двойники и зеркальные лабиринты. Молодой театр "Левендаль" вообще специализируется на необычном репертуаре. Труппа существует 7 лет, возникла благодаря объединению музыкально-драматического театра и детского кинотеатра в Кировском районе северной столицы.
"Это немножко такой конец географии на карте Петербурга, но так получилось, что получился авторский театр и он развился до фестиваля "Уроки режиссуры", и до зарубежных каких-то поездок, и по стране, то есть это стал авторский театр, в котором очень необычный репертуар, совершенно нестандартный репертуар не только для Петербурга, но и для страны, может и для мира. Потому что у нас очень много постановок, которые совершенно уникальны, эксклюзивны", – говорит художественный руководитель Камерного драматического театра "Левендаль" Искандер Сакаев.
Например, "Левендаль" – единственный театр, который поставил "Град обреченный" братьев Стругацких. Еще в афише "Маленький человек" по Федору Сологубу – это произведение прежде тоже не ставили. Вот и "Крысолов" – для сцены текст неочевидный. Его относят к списку так называемых "русских ужастиков".
"20-е годы, столкновение непонятно кто друг, кто враг, холодно, голодно и хочется как-то вырваться из этого, хочется какого-то понимания, хочется какой-то четкости и как её добиться особенно в этой атмосфере, когда все меняется когда друзья становятся врагами", – рассказывает актёр Артём Осадчий.
Красные и белые флаги бесконечно меняют друг друга – но ничего не меняется по сути.
"Это просто как какие-то маркеры, которые люди для себя расставляют, но они не имеют на самом деле никакого значения. И они начинают закручиваться, смешиваться. И тут же красные становятся белыми, белые красными и все так замешивается, меняется постоянно. Поэтому образ крови с молоком для меня являлся очень важным", – делится режиссёр Ярослав Морозов.
Текст Грина дополняют зонги на стихи Байрона. Эстетика кабаре, грубоватый вокал и бешеные танцы – как знак переходной эпохи.