19 ноября 2025, 12:37 19 ноября 2025, 13:37 19 ноября 2025, 14:37 19 ноября 2025, 15:37 19 ноября 2025, 16:37 19 ноября 2025, 17:37 19 ноября 2025, 18:37 19 ноября 2025, 19:37 19 ноября 2025, 20:37 19 ноября 2025, 21:37 19 ноября 2025, 22:37

Выставка "…И я вернусь" в 110-летию со дня рождения Константина Симонова в ГМИРЛИ

Этот выставочный проект – дань памяти выдающемуся писателю и общественному деятелю, с которым музей связывали долгие годы дружбы и сотрудничества. Впервые столь полно представлено уникальное собрание – рукописи, документы, произведения изобразительного искусства, печатные издания и мемориальные предметы, в разное время переданные музею самим Симоновым и его близкими.

В фокусе внимания не только военный опыт Симонова, но и его огромная роль в сохранении культурного наследия, в возвращении имен, несправедливо забытых или игнорируемых в советское время. Первая послевоенная публикация Андрея Платонова, издания Эренбурга, Ильфа и Петрова, Хемингуэя, Мандельштама, Булгакова, реконструкция выставки "20 лет работы Маяковского", выставки Пиросмани, Петрова-Водкина, Татлина, участие в создании музея-квартиры Александра Блока – за всем этим стоит Константин Симонов, его неуемная энергия и организаторский талант.

Лариса Алексеева, куратор выставки, руководитель отдела "Музей истории литературы ХХ века": "Как говорил сам Константин Михайлович, счастье – это работа, которую любишь, друзья, в которых веришь, дети, выросшие такими, какими ты хотел их видеть. Но главное – "чистая совесть перед людьми и обществом". Наша выставка раскрывает образ Симонова как человека, в котором органично сочетались солдатская выправка, выдающийся литературный дар и яркий общественный темперамент".

Первый зал посвящен детству и юности Симонова в Рязани и Москве – времени учебы, первых публикаций в журналах и сборниках, принесших ему известность. Симонов – голос военного поколения. Свою первую работу военного корреспондента он начал в 23 года на Халхин-Голе, а с первых дней Великой Отечественной войны оказался в действующей армии, прошел через тяжелейшие бои в Белоруссии и под Смоленском, побывал на всех фронтах, дошел до Берлина. Его стихи и очерки, написанные в эти годы, стали частью народной памяти о войне.

Главная тема творчества Симонова представлена в двух временных регистрах: документальная хроника военных лет соседствует с их осмыслением в зрелых произведениях. Особое место занимают военные дневники, легшие в основу книги "Разные дни войны", а также масштабный проект по сохранению памяти о войне – запись воспоминаний фронтовиков для фильма "Шел солдат…" и сериала "Солдатские мемуары".

Мемориальный кабинет писателя передает атмосферу его ежедневной работы: личные вещи, свидетельства встреч с деятелями культуры СССР и зарубежных стран. Завершает первый зал портрет кисти Петра Кончаловского, за которым – пространство, символизирующее новую эпоху, с акцентом на книге "Глазами человека моего поколения", где писатель размышляет о судьбе страны в 1930 – 1950-е годы.

Второй зал посвящен послевоенному периоду, когда Симонов занимал ключевые позиции в литературной жизни СССР: возглавлял "Литературную газету" и журнал "Новый мир", способствовал возвращению имен забытых писателей. Отдельный раздел связан с его поддержкой Театра на Таганке и проектами в Центральном доме литераторов, включая реконструкцию выставки Маяковского (1973) и первую масштабную экспозицию Владимира Татлина (1977).

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация