20 ноября 2025, 08:42 20 ноября 2025, 09:42 20 ноября 2025, 10:42 20 ноября 2025, 11:42 20 ноября 2025, 12:42 20 ноября 2025, 13:42 20 ноября 2025, 14:42 20 ноября 2025, 15:42 20 ноября 2025, 16:42 20 ноября 2025, 17:42 20 ноября 2025, 18:42

Музей AZ представляет первый проект в честь творчества Анатолия Зверева

  • Картинка
  • Музей AZ представляет первый проект в честь творчества Анатолия Зверева
  • Картинка
    Музей AZ представляет первый проект в обновленном пространстве
  • Музей AZ представляет первый проект в честь творчества Анатолия Зверева
Кураторы демонстрируют работы художника в формате открытого хранения.

Музей AZ представляет в обновленном пространстве первый проект, посвященный творчеству Анатолия Зверева. Кураторы бросают своеобразный вызов привычному понятию экспозиции и демонстрируют работы художника в формате открытого хранения. С результатами музейного эксперимента познакомилась Ксения Луженкова.

Сюда пускают только хранителей. В архиве-аквариуме – знаковые работы Анатолия Зверева без защитного стекла. Вот портреты его возлюбленной. Оксана Асеева, "муза серебряного века", была старше художника почти на 40 лет.

"Здесь она совершенно европейская красивая дама, здесь она золотоволосый ангел, а эта последняя работа, которую даже трудно показать, это практически икона, она светится. Образ Казанской Богоматери явно просматривается сквозь эту работу", – рассказала главный хранитель Музея AZ Наталья Волкова.

Он расписывал детские площадки в Сокольниках. По профессии – маляр. По призванию – художник советского андеграунда. Анатолий Зверев приходил к натурщикам домой и требовал краски. Если их не было – использовал свекольный сок, окурки. Объема добивался за счет текстуры. На этом автопортрете – вата, ореховые скорлупки, семена.

"Картина выглядит так, как будто это лесной царь, но если присмотреться к ней, то видно, как художник сгорбливает себя, и его ссутуленная спина, на которой тяжелым грузом ложится инородный материал, вживленный в картину. Получается, что как будто это в общем и целом груз жизни и времени", – отметила научный сотрудник Музея AZ Ольга Богомолова.

Художник рефлексировал на холсте – изображал себя в образе Ван Гога, героем классического романа, старым и молодым. Он отдавал предпочтение чувству, а не технике, так и не получив художественного образования – был изгнан из училища за богемно-анархическое поведение. Друзья художника вспоминают, что из училища его исключили якобы по политической причине. В актовом зале стоял портрет Сталина. Пока на сцене никого не было, Зверев зарисовал холст. Свой творческий метод он сформулировал в стихотворном трактате: "БЕЗ КИСТИ И КИСТЯМИ Рисуй и.ТАК и сяк Варьируйте перстями Вкось, вкривь, вдаль и ВКОСЯК". Вкось и вкривь теперь можно и рассмотреть работы Зверева. Он говорил натурщикам: "Садись, детуля, я тебя увековечу" и начинался настоящий перформанс. Теперь и гость выставки участвует в творческом процессе – сам выбирает, какое полотно будет на виду.

"Показывая Анатолия Зверева, показывая нашу коллекцию, мы хотели бы делать это абсолютно современным языком, учитывая все тенденции нашего времени", – объяснила генеральный директор Музея AZ Наталия Опалева.

"Мы подчеркиваем этим перформансом возможность в этом пространстве для каждого, кто пришел, для каждого посетителя не просто пассивно наблюдать выставку, но стать частью этого перформанса, двигать сетки, рассматривать работы, складывать для себя свою собственную коллекцию", – поделилась автор экспозиции, куратор проекта Катя Бочавар.

Литеры АЗ художник встраивал в общую композицию, подписывал каждую работу и год. Его автограф стал визитной карточкой музея.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация