"Михаил Шибанов. Русский сюжет" – выставка во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике
Выставка "Михаил Шибанов. Русский сюжет" проходит в Музейном центре "Палаты" во Владимире. Центральное место в экспозиции занимают два жанровых полотна крепостного художника, которые предоставила Третьяковская галерея. На выставке побывала Вера Куликова.
С картинами "Крестьянский обед" и "Празднество свадебного договора" крепостного художника XVIII века Михаила Шибанова связана почти детективная история. Оказалось, обе созданы во Владимирской губернии. Это удалось установить искусствоведам в конце 20-го столетия. Полотна принадлежали Фавсту Петровичу Макеровскому.
"Мы связываем все эти картины с селом Барское-Татарово, которое сейчас входит в состав современного поселка Мстёры. Именно там находилось имение помещиков Нестеровых, дворянского рода Нестеровых. У одного из этих помещиков – Петра Матвеевича Нестерова – был внебрачный сын Фавст Петрович Макеровский", – рассказал научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника Константин Васин.
Портрет Фавста Макеровского в юном возрасте кисти выдающегося художника Дмитрия Левицкого можно увидеть на выставке.
"Здесь мальчику 8-9 лет. Левицкий работал в Петербурге. Он не ездил по Владимирской губернии к владельцу. Значит, мальчика привезли, заказали этот портрет, заплатили, не просто так, наверное, хорошую сумму", – пояснила зав. отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи Людмила Маркина.
А вот мать Фавста Макеровского и его тетю можно увидеть на полотнах Михаила Шибанова. "Крестьянский обед" и "Празднество свадебного договора".
"Мы считаем, что на этих картинах изображена мама Фавста Петровича Макеровского, одна из крестьянок. Она была любимой женщиной, на которой не мог жениться в силу сословных различий дворянин Петр Матвеевич Нестеров. Но таким образом он попытался увековечить ее", – продолжил Константин Васин.
Картины привезены из Третьяковской галереи. Изображенные сцены из крестьянской жизни проиллюстрированы костюмами и предметами быта крестьян Владимирской губернии XVIII – начала XIX веков из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Владимирские музейщики полностью воссоздали женский праздничный костюм XVIII века. Помогла в этом, кстати, именно картина Шибанова.
"Здесь представлена правильная манера ношения кокошника. Сначала у невесты коса расплетается надвое, убирается туго на голове под волосник, затем надевается кокошник, обязательно с наклоном", – уточнила методист Центра музейной педагогики Владимиро-Суздальского музея-заповедника Наталья Кондрашина.
А сверху кокошника надевалась фата, которую женщина могла носить на протяжении нескольких лет. И фата, и платье на невесте были в прошлые времена не белые, как сейчас, а из ярких тканей. По этнографическим сведениям, молодуха могла каждый день носить такой кокошник до рождения первенца.