Италия на грани нервного срыва
Неудачливый итальянский предприниматель захватил в четверг офис государственной компании по сборам налогов и задолженностей "Экуиталия" на севере Италии. Он был вооружен пневматическим ружьем и двумя пистолетами, захватил в заложники 15 человек, большинство из которых были сотрудниками организации. Преступник грозил застрелиться, но в итоге всех отпустил. И сдался - под уговоры полиции и своей украинской подруги. О том, что скрывалось за таким отчаянным шагом, рассказывает корреспондент ИТАР-ТАСС в Италии Вера Щербакова.
Инцидент произошел в местечке Романо-ди-Ломбардия под северным городом Бергамо. 54-летнему Луиджи Мартинелли, недавно пережившему болезненный развод разорившемуся предпринимателю, за содеянное грозит от шести месяцев до восьми лет тюрьмы. Смягчающим обстоятельством является то, что, несмотря на солидный арсенал оружия, мужчина, по свидетельству заложников, не собирался им пользоваться.
Он отчаянно призывал журналистов и требовал организовать встречу с премьер-министром Марио Монти, чтобы рассказать и показать, как стало невозможно жить в этой стране. Даже полицейские признали, что никакой угрозы для заложников Мартинелли не представлял.
Одним словом, вся эта история - очень итальянская и не имеет ничего общего с 35-часовой осадой "тулузского стрелка", хотя за нее активно взялись местные СМИ. Вооруженный захват офиса по сбору налогов - это продолжение целой череды отчаянных акций в кризисной Италии. Мартинелли, чья задолженность перед государством составляет всего тысячу евро, явно не находился в таком критическом положении, как Джузеппе Кампаньелло, ремесленник и мелкий частный предприниматель, который поджог себя перед входом в другую такую государственную контору в Болонье в конце марта. После девяти дней агонии он скончался в больнице, так и не приходя в сознание.
С начала года в Италии зафиксировали увеличение числа самоубийств - с собой кончают предприниматели, последний такой случай зарегистрирован на острове Сардиния.
Сегодня в Болонье прошла манифестация вдов покончивших с собой мужчин. В руках они несли белые растяжки и плакаты с надписью: "Так больше жить нельзя". Действительно, не проходит и дня, чтобы СМИ не сообщали о трагических историях, как итальянцы в буквальном смысле слова сходят с ума - отцы семейств убивают жен и детей, обезумевшие матери душат собственных детей.
Случай в Ломбардии с захватом "Экуиталии" - отражение социального отчаяния населения, о котором говорят профсоюзы, а еще - вызов государству, потому что "Экуиталия" была учреждена несколько лет властями для более эффективного сбора задолженностей с процентами. Разумеется, и содержится эта структура государством, все ее сотрудники - госслужащие. Их зарплата, к слову, заморожена до 2014 года, и многие из них сами в долгах. Поэтому у заложников возникло даже сочувствие к своему захватчику.
В нагнетании же ситуации в обществе явно просматривается кампания против Марио Монти, технического премьера, призванного вытащить страну из кризиса. Как известно, Италия для этого "затянула пояса", и вот результат: итальянцы, которые приветствовали сначала своего спасителя, начали в нем разочаровываться.
Жизнь при свергнутом Берлускони год назад не была лучше, но бывший премьер умел создать иллюзию, что все не так плохо. Во всяком случае, подобных публичных отчаянных шагов никто не предпринимал. Хотя офисы "Экуиталии" неоднократно подвергались саботажным акциям - в конце прошлого года у ряда ее представительств по всей стране прогремели взрывы. Жертвы, которые потребовали от итальянцев министры-технократы, жесткие меры по повышению собираемости налогов, вызвали обратную - протестную реакцию.
Рейтинг популярности Монти, которой он пользовался в ноябре прошлого года, упал с 71 процента до 40 сейчас. Главный кризисный показатель - спред, обозначающий разницу между стоимостью ценных бумаг Италии и Германии, в среднем на 97 пунктов выше, но за 170 первых дней у власти Монти, чем за последние 170 дней Берлускони.
Уровень безработицы побил новый рекордный показатель, особенно среди молодежи. Каждый третий итальянец в возрасте до 30 лет - безработный.
А многие молодые люди вынуждены работать не по специальности: заканчивая факультеты медицины, юриспруденции, экономики и прочие, они часто становятся продавцами, официантами или пастухами. В последнее время, по данным ассоциации сельскохозяйственных производителей "Кольдиретти", фермерский сектор сильно помолодел. Молодые люди предпочитают вести натуральное хозяйство из экономии.