Олег Липовецкий – о спектакле "Последние"
Читаешь пьесу Горького "Последние" или смотришь спектакль, создается впечатление что общество в период раскола состоит исключительно из полицейских и революционеров. Точнее так: из тех, кто стреляет и тех, в кого стреляют. А между ними миллионы растерянных, не понимающих, как с этим жить, что с этим делать, и как прекратить. Самая разумная и рассудительная Люба говорит: "Мы лежим на дороге людей, как обломки какого-то старого, тяжелого здания, может быть тюрьмы, мы валяемся в пыли разрушения и мешаем людям идти, мы бессмысленно испытываем боль иногда, запнувшись о нас, кто-нибудь падает, ломая себе кости". Видно, как именно в уста Любы Горький вкладывал реплики, которые явно были у самого на языке. У многих реплик в этой пьесе довольно большой вес, если так можно выразиться. Вероятно, желание сохранить этот вес, сделать так, чтобы от значительности слов ничто публику не отвлекало, режиссер, Олег Липовецкий поместил действие, вы заметили, в такое беспредметное, почти безвоздушное пространство, метафизическое какое-то. Он это, в принципе, подтвердил по ходу нашей беседы.