Музей политической истории России представляет три выставки о периоде начала XX века
Революционным событиям начала XX века посвятили сразу три выставки в Музее политической истории Санкт-Петербурга. Экспозиции охватывают период с 1905 по 1917, а также Гражданскую войну. Представлены живопись, скульптура, редкие сатирические журналы и открытки. Дмитрий Ясковский продолжит.
Во дворце Кшесинской решили напомнить, что Петербург – Петроград – Ленинград это город трех революций. И первая из них случилась в России 120 лет назад. Самая трагическая ее страница – это расстрел войсками мирного шествия 9 января 1905 года. Владимир Маковский, потрясенный этой трагедией, написал людей, в глазах которых застыли ужас, и немой вопрос – "за что?"
Александр Смирнов, ведущий научный сотрудник Государственного музея политической истории России: "Он донес до нас вот эту трагедию, эти, как бы сказать, страдания тех людей который верили в царя".
Картину отреставрировали как раз к годовщине другой революции – октябрьской социалистической. Именно она представлена в музейном собрании наиболее полно. В советское время сюда свозили работы, отражавшие один только большевистский взгляд на события. Даже гражданская война с такой точки зрения это не трагедия, а лишь материал для создания героической летописи.
Александр Смирнов: "Гражданская война представала как апофеоз торжества справедливости красных, большевиков над белыми, над противниками, над сторонниками старого режима".
В музее, впрочем, стараются исправить ошибки советских предшественников, рассказывая о том что революции часто приводят к расколу общества. На картине Ивана Владимирова "Октябрь в деревне" – речь не о календарном месяце, а о времени мстить за обиды и несправедливость.
"Как правило революции приводят затем к гражданской войне достаточно продолжительной, поэтому революции безусловно всегда связаны с трагедией. Но такой путь разрешения общественных конфликтов видимо возникает тогда когда эволюционный путь не получается", – отметил генеральный директор Государственного музея политической истории России Сергей Рыбаков.
Коллекция музея дает возможность увидеть историю глазами скульпторов и живописцев, но сотрудники музея предостерегают от слишком буквального понимания сюжетов и образов. Чапаев на картине художника Васильева – лихой кавалерист, хотя в кавалерии никогда не служил, мало того во время первой мировой войны получил ранение, которое мешало ему скакать верхом на лошади.
Александр Смирнов: "Он предпочитал и руководить боем и передвигаться на автомобиле. Но представляете себе картину – Чапаев на автомобиле причем американского производства. Никакого мобилизующего и самое главное вот такого вдохновляющего эффекта от такой картины нет".
Работы в музейных залах это не попытка объяснить причины или последствия событий начала XX века – по этому поводу нет единого мнения даже у историков, но интуитивно почувствовать грозную силу ветра тех перемен может каждый.