23 ноября 2025, 18:31 23 ноября 2025, 19:31 23 ноября 2025, 20:31 23 ноября 2025, 21:31 23 ноября 2025, 22:31 23 ноября 2025, 23:31 24 ноября 2025, 00:31 24 ноября 2025, 01:31 24 ноября 2025, 02:31 24 ноября 2025, 03:31 24 ноября 2025, 04:31

Опера Родиона Щедрина по пьесе Гоголя – в Большом театре

  • Картинка
  • Опера Родиона Щедрина по пьесе Гоголя – в Большом театре
  • Картинка
    Опера Родиона Щедрина по пьесе Гоголя – в Большом театре
  • Опера Родиона Щедрина по пьесе Гоголя – в Большом театре
Опера "Мертвые души" вернулась в репертуар Большого театра.

Опера Родиона Щедрина "Мертвые души" – вернулась в репертуар Большого театра! Это – возобновление постановки Бориса Покровского 1977 года. На видеозаписях спектакля сохранилось 4 сцены из 19. Поэтому декорации, костюмы и даже пластику персонажей восстанавливали по фотографиям и документам. Итог огромного труда увидела Анастасия Егорова.

За кулисами Большого – предельная концентрация. Идет монтаж огромных декораций. В гримерных – превращение. Елена Манистина привыкает к маске Коробочки. Игорь Онищенко вживается в роль Ноздрева. Механизм спектакля сложный. Сцена поделена на два этажа. Внизу – обитают чиновники. Вверху – Дорога. Путь души. Мировая премьера "Мертвых душ" прошла здесь в Большом в 77. Команду собирал сам композитор Родион Щедрин. Валерию Гергиеву было всего 24 года. Тогда он впервые попал в этот театр – был ассистентом дирижёра Юрия Темирканова. Генеральный директор Большого говорит, возобновление оперы Щедрина – исторический долг.

"И в большом театре и сразу в след за этим в Мариинском, тогда еще в кировском театре. Эта опера произвела огромное впечатление, и произвела впечатление постановка, произвела впечатление работа художника", – сказал генеральный директор Большого театра, народный артист России Валерий Гергиев.

Оперу хотели восстановить к юбилею Щедрина. Не успели. Слишком кропотливой оказалась работа. Практически научная реставрация. Команда опиралась на старую видеозапись, на которой видны некоторые мизансцены, актерская игра. А вот декорации разобрать сложно. Нашли пять уцелевших эскизов художника Валерия Левенталя. Они хранились в Третьяковке, в Бахрушинском, в Музее музыки. Подняли документы в РГАЛИ. Изучали всё: от сухих канцелярских отчетов до эмоциональных ремарок артистов той эпохи. Реквизит восстанавливали по крупицам.

"Подушечки, на которые усаживают супруги Маниловы того же Чичикова – они очень хитроумно закреплены ленточками. Потому что по мизансцене если просто уложить подушечки, и потом повторить все эти движения, они конечно же сдвинуться и все будет не так", – отметила художник по возобновлению декораций Альона Пикалова.

Сложнее всего пришлось с третьим действием -- оно полностью отсутствовало на видеозаписи. Режиссер Ксения Шостакович за подробностями обратилась к первому исполнителю роли Чичикова – Александру Ворошило.

"Мы с ним общались , я спрашивала, что же мы можем восстановить , что он помнит, как с ним работал Борис Покровский", – поделилась режиссер возобновления Ксения Шостакович.

Музыка здесь рождает действие. У каждого героя – свой лейтмотив. Он задает характер. Плюшкин – ворчит. Коробочка – вечно спешит. Ноздрев – выражается по-гусарски.

Игорь Онищенко, артист Молодёжной оперной программы Большого театра: "Здесь требовалось проявить максимальную концентрацию на вычищение всех этих тонкостей интонационных, ритмических".

Игорь Онищенко добавил персонажу – Ноздреву – свой южный характер, Елена Манистина – исполнительница роли Коробочки – свою героиню постаралась сделать более обаятельной.

Елена Манистина, солистка оперной труппы Большого театра, заслуженная артистка России: "Ну это я это тоже стараюсь играть, но стараюсь, чтобы это было весело".

Создатели говорят, "Мертвые души" вернулись в репертуар Большого надолго. И верят: реплики героев зрители разберут на цитаты, а мелодии будут напевать – как это уже было в 77.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация