24 ноября 2025, 09:42 24 ноября 2025, 10:42 24 ноября 2025, 11:42 24 ноября 2025, 12:42 24 ноября 2025, 13:42 24 ноября 2025, 14:42 24 ноября 2025, 15:42 24 ноября 2025, 16:42 24 ноября 2025, 17:42 24 ноября 2025, 18:42 24 ноября 2025, 19:42

В России – острый дефицит профессиональных клоунов

  • Картинка
  • В России – острый дефицит профессиональных клоунов
  • Картинка
    В России – острый дефицит профессиональных клоунов
  • В России – острый дефицит профессиональных клоунов
Навыки акробата, жонглера, дрессировщика – клоун должен уметь всё. Но главное – это рассмешить публику.

Дефицитная профессия: в российской цирковой среде говорят об острой нехватке профессиональных клоунов. В чем причина – разбиралась Юлия Кундрюкова.

Вот так "Внуки лейтенанта Шмидта" – Олег Белогорлов и Сергей Колганов – разминаются перед выходом на манеж. Говорят: секрет успешного выступления – это удачная импровизация. И вроде бы всё как всегда: цирки работают, представления идут, клоуны – каждый вечер на манеже. Но потомственный клоун, народный артист России Анатолий Марчевский, вдруг заявил о проблеме.

"Сегодня, как и во все времена, наблюдается дефицит в жанре клоунады. Здесь есть и объективные, и субъективные причины. Возможно, престиж профессии упал. Возможно, отсутствие творческих условий", – поделился народный артист РСФСР Анатолий Марчевский.

Колганов и Белогорлов уверены, что знают причину такого дефицита.

"Педагогов мало. В училище вообще не осталось никого, и уже несколько лет", – рассказал заслуженный артист России Олег Белогорлов.

В цирковом училище имени Румянцева, и правда, исчезло отделение клоунады. И вот уже несколько лет в Москве невозможно получить профессию клоуна. Вот и в Большом Московском цирке столкнулись с проблемой острой нехватки ковёрных.

" У нас всего три клоуна, которые работают постоянно в штате. И когда сейчас появился запрос на то, чтобы единовременно в трех разных городах работали коллективы Большого Московского цирка, мы развели руками", – признался художественный руководитель Большого Московского цирка, народный артист России Аскольд Запашный.

Григорий Анастюк и Евгений Петров – клоуны Большого Московского цирка – знают, что лучшая импровизация – та, которую отрепетировали. И для этого подходит даже фойе, пока зрителей нет. В том, что в училище не готовят клоунов, особой беды не видят. Будет работа для опытных и заслуженных. Ведь с годами мастерство только растет.

"Ты становишься более плотным, наверное. Просто раньше, как солнце, на всех светишь, то сейчас более точечно, как лазерный луч, работаешь", – отметил клоун Большого Московского цирка Григорий Анастюк.

А его напарник Евгений Петров – драматический актер, окончил ГИТИС. Говорит, что во многом согласен с мнением, что до клоуна нужно еще дорасти.

"В кино ты глазом повел – тебя уже видно. В театре – чуть крупнее. А в цирке, чтобы последний ряд увидел, надо работать", – пояснил клоун Большого Московского цирка Евгений Петров.

В России – 37 цирков, и в каждом есть клоуны. Но, может, вопрос не в дефиците ковёрных, а в кризисе жанра? Главный режиссер Росгосцирка Елена Петрикова точно знает, каким должен быть клоун.

"Смешить, веселить, радовать, приносить хорошее настроение, нести доброту. Не должен нести пошлости в себе, не должен нести злости", – перечислила заслуженная артистка России Елена Петрикова.

Таких добрых клоунов теперь не хватает. Кстати, именно это качество всегда отличало отечественных клоунов: белого и рыжего. В этом уверен заведующий кафедрой режиссуры цирка в ГИТИСе – Максимилиан Немчинский. Говорит, в свое время Олег Попов совершил революцию в мировой клоунаде.

"Во всем мире клоуны – это злобные недоумки, корявые. И автомобили-то у них корявые. Не понимают, зачем они выходят, с неприятием относятся ко всем зрителям. А Олег вышел – молодой, голубоглазый, белокурый, добрый, как настоящий русский человек", – прокомментировал заведующий кафедрой режиссуры цирка ГИТИСа Максимилиан Немчинский.

Никулин, Румянцев, Асмус – ушедшее поколение клоунов, чьи репризы и сейчас – в эпоху легкодоступного развлекательного контента – способны рассмешить всех. На их номера опираются в Московском институте театрального искусства имени Кобзона. Именно здесь полтора месяца назад впервые заработал факультет клоунады. Это дополнительное высшее образование для тех, кто уже получил актерскую специальность. Набрали 20 человек, семь ушли через месяц... Остальным учиться доброте еще два года.

"Здесь у ребят вдруг появилась цель: они понимают, что станут обладателями уникальных навыков, что таких, как они, практически нет. Что для них открыты все двери и что, вполне возможно, они будут выбирать, где работать", – сообщил ректор Института театрального искусства им. народного артиста СССР И. Д. Кобзона Дмитрий Томилин.

Навыки акробата, жонглера, дрессировщика – клоун должен уметь всё. Но главное – это рассмешить публику. Во все времена именно клоуны чаще других цирковых попадали под удар критики. Такая профессия. Может, именно поэтому они стали такими редкими экземплярами в нашей стране.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация