В Ленинградской области возрождают традиционное ремесло вепсов
В Ленинградской области возрождают старинную технику гончарного искусства. В XIX веке оятская керамика была популярнее фарфора. Продукцию везли не только в Санкт-Петербург, но и в Финляндию. С мастерами, сохранившими традиции, встретилась Катерина Картузова.
Лодейнопольский район в XIX веке был центром гончарного искусства. Побережье реки Оять славилось богатейшими залежами сырья – красной глины. Местные жители – гончары русских и веппских деревень – ее набирали, месили, формировали и обжигали. Лепили посуду для себя. В прибыльное производство этот промысел превратил лесопромышленник Фок. Открыл завод, и объемы увеличились.
Здесь проходили целые речные караваны с керамическими изделиями. В летний сезон в Петербург отправляли сразу по 30 лодок. В городских магазинах и на ярмарках хорошо раскупали чайники, кофейники, сливочники, салатницы. Сегодня это история, с сожалением говорят жители села Алёховщина. В ХХ веке глиняную посуду вытеснили фаянсовая, фарфоровая и алюминиевая. Но технологию оятского народного промысла сохраняли в семьях потомственных гончаров.
"Вдоль Ояти было 194 мастерских, в которых работало почти 500 человек. Изделия надо было обжигать, строили печки на берегу. Не хотели, чтобы этот промысел вообще канул в лету", – поделилась руководитель студии декоративно-прикладного творчества "Оятская керамика" Ольга Храбрых.
В 2002-м силами активистов был создан Центр возрождения ремесел. Сегодня здесь работают семь мастеров.
"Вот это, например, у нас "Невские огни", это рисунки примерно 73-74-го года. Вот эти вертолетики. Вообще, рисунки раньше придумывали нам художники, и мы могли рисовать один рисунок где-то год", – рассказала народный мастер России Нина Чистякова.
Нина Чистякова посвятила оятской керамике полвека. Придумала свой стиль росписи – лягушки. Хорошо помнит, как создавали основные орнаменты – "розетки", "звездочки", "клюквы", "лапки"... и утвердили фирменные цвета. Их всего пять: черный, белый, желтый, зеленый, голубой... Узоры наносят по старинке – жидкой глиной, которую выдавливают из специальной груши, создавая рельеф. Татьяна Воронцова расписывает блюдца и горшки. Сочетает традиционные орнаменты с изображениями местных достопримечательностей.
"Церковь Алёховщина, разные церкви. Можно на горшочках. Такой оятский рисунок. В белый ангоб добавляется пигмент, и получается черный, зеленый, желтый и голубой", – пояснила художник Татьяна Воронцова.
Мастера лепят многофигурные композиции на тему русского фольклора. Передают секреты будущему поколению. Сегодня глину всё так же добывают на побережье реки, хранят на открытом воздухе, выжидают три года, чтобы она промерзла. Затем смешивают с водой.
"В филь-прессе происходит отслоение глины от воды. Вот эти блинчики мы загружаем сюда. И в течение 15-20 минут она в экструдере перемешивается шнеками, и получается однородная масса", – сказал директор Лодейнопольского центра ремесел Сергей Матвеев.
Подготовительный этап сегодня автоматизирован. А несколько веков назад мастера выминали глину ногами, руками месили и создавали рабочую форму. Вот такую. Эти заготовки должны "вылежаться". Затем они перейдут в руки художниц. И ком глины в итоге станет предметом быта.