Оперную инсталляция "Silent opera" представили в РГБ
Оперная инсталляция развернулась в Российской государственной библиотеке. В проекте режиссера Юрия Квятковского "Silent opera" барочное действо превращается в перформанс с участием зрителей, а читальный зал – в театральную площадку. Как звучат арии в "храме тишины", услышала Яна Музыка.
Тишина должна быть в библиотеке – это знают все. Так что опера в читальном зале – уже выход за границы привычного. Оперная инсталляция – событие фестиваля Performa, который создаёт внежанровые проекты.
"В ДНК нашего фестиваля всегда есть диалог с пространством. Поэтому библиотека неслучайно здесь появилась. Пространство оно безусловно притянуло к себе идею какого-то вокального события", – рассказал основатель фестиваля Performa Евгения Лассарь.
Вивальди, Гендель, Монтеверди, Пёрселл. Создатели инсталляции ориентировались на жанр, который называется опера-пастиччо – музыка заимствована из разных произведений нескольких композиторов.
"Я каждую музыкальную композицию переосмысливаю, то есть я ее обрабатываю, здесь появляется электроника, появляются совершенно другие краски. Помимо того, что я работаю с материалом композиторов эпохи барокко, здесь есть еще и мои сочинения в барочном стиле из других проектов не специально написанные для этого", – поделился композитор Николай Попов.
Старинные музыкальные инструменты, электроника, барочные арии и тишина – вот формула сайлент оперы. У каждой из опер, использованных в инсталляции, есть литературный первоисточник, зрителям дают указание на этот текст. При этом свой подход авторы называют пост-драматическим – переживания важнее истории. Случайным образом зрителям достается либо партитура героя, либо партитура антигероя. Внутри конверта – отдельный лист про каждый эпизод оперной инсталляции. На одни и те же события разным зрителям предлагают взглянуть под разным углом – дают рекомендации что прочесть и какие вопросы задать самому себе. Прямого сюжета нет, 10 историй сталкиваются, чтобы по-новому взглянуть на саму фигуру героя.
"Эта инсталляция, этот перформанс посвящены анатомии героя. Мы изучаем фигуру героя, психологию героя, как она была отражена в барокко и как она работает сейчас. Внутри нашего перформанса 10 зрителей станут непосредственными участниками инсталляции", – пояснил драматург Михаил Дегтярёв.
Случайный выбор определяет зрителей, которые становятся героями на экране. Это отсылает к цитате Энди Уорхола о том, что в будущем каждый сможет стать известным на 15 минут.
"Такая музыка вскрывает какие-то энергии внутри нас. Хочется определенным образом существовать. То, что неподготовленному человеку захочется в кадре делать – мы это фиксируем на камеру и транслируем на гигантский потолок читального зала в библиотеке", – сказал режиссер Юрий Квятковский.
И в партитуре героя и в партитуре антигероя написано так: после перформанса вы сможете обсудить различия с другими участниками, но суть одна.