На ежегодном Российском антикварном салоне прошел День коллекционера
На ежегодном Российском антикварном салоне прошел День коллекционера. Главным событием стала дискуссия на актуальную тему. Как сделать частную коллекцию общедоступной? Из Гостиного двора – Юлия Кундрюкова.
51-й антикварный салон – с восточными мотивами. Главная тема этого года – синтез русской и азиатских культур в предметах искусства.
"В этом году российский антикварный салон – самый крупный за всю его историю, в трех разделах – а это классическое искусство, антиквариат, ювелирное искусство и искусство интерьера – участвует 269 участников. Мы ждем наверное около 50 тысяч посетителей за эти пять дней", – рассказал организатор и руководитель Российского антикварного салона Василий Бычков
Этот русский шкаф в стиле шинуазри – так в Европе называли подражание восточному стилю – датируется концом XIX века. На двух панно – зеркально расположенные изображения гейш, в технике "сибаяма" – инкрустация по лаку. Рядом – мужской кабинет из нескольких предметов, периода правления Николая II.
"Кабинет, который принадлежал генерал-губернатору Куропаткину, министру обороны, он был изготовлен по его заказу, придворной фабрики Шмита, и с определенными элементами: если мы обратим внимание, по началу люди думают, что это львы, но это не львы, это собаки Фо. Уникальность этого комплекта в том, что он сохранился в первозданном полном виде", – пояснил вице-президент Международной Конфедерации антикваров и арт-дилеров Михаил Суслов.
Спецпроект этого салона – выставка "Дорога величиной в Россию". Это импровизированное путешествие в пространстве – от Петербурга до Владивостока – и во времени – от конца XIX до середины XX века. Одна из жемчужин – "Вид Московского Кремля с Софийской набережной" Василия Верещагина. А это – первое живописное изображение бухты Золотой рог во Владивостоке, его автор Леонид Блинов. Всего 35 живописных работ из частных коллекций.
"Финиш эстафеты 1946 года – это первое официальное соревнование в Ленинграде после войны. Это был официальный забег осенний марафон из города Пушкин до Дворцовой площади. И поэтому вот эта картина является апофеозом просто мира, мира через спорт", – прокомментировал куратор выставки Александр Киселев.
Главным событием вечера стала публичная дискуссия на тему коллекционирования. Многие частные собрания в России остаются закрытыми для широкой публики. И тому есть масса причин – от личного выбора владельцев – многие просто не хотят отправлять свои сокровища на выставки. До юридических и налоговых препятствий. Михаил Пиотровский убежден, что государственный музей – это организм со своей психологией. И она отличается от психологии коллекционера.
"Коллекционер имеет право как угодно распоряжаться тем, что он собрал – но только не уничтожать. А музей – не имеет права. У музеев есть внутренние ограничения. Попавшее в музей – уже никто не должен. Не все с этим согласны – но никто не должен трогать. Ни государство, ни учредитель, ни сотрудники", – поделился генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Только оберегать, изучать и время от времени выставлять. На этой встрече участники предлагали продумать на каких условиях меценаты могли бы передавать свои коллекции государству, поднимали вопрос о создании частных музеев и их поддержке. Диалог между коллекционерами и директорами музеев длился около трех часов.