Произведения кубачинских мастеров – на выставке в Российском этнографическом музее
"Я видел в Кубачи… Народ одного аула" – выставка с таким названием проходит в Санкт-Петербурге. Это совместный проект Российского этнографического музея и Национального музея Дагестана Тахо-Годи. Среди экспонатов – предметы быта, ювелирные изделия и уникальные каменные рельефы. С наследием кубачинских мастеров познакомился Алексей Комаров.
Их культура не похожа ни на одну другую не только в Дагестане, но и на всём Кавказе. Сами себя они называют франками, осколками Римской империи. Ученые же считают их выходцами из Ирана, долгое время исповедующими зороастризм. В уютном ауле, скрытом от глаз посторонних, вот в таких домах мастера обрабатывали металл, создавая невероятные по красоте, а главное прочности доспехи и оружие.
"Кубачинцы очень мощно вписались и в экономическую ситуацию, и в мировой рынок, и в мировую культуру. За счёт чего? Это опытные мастера, это очень умные, мудрые торговцы", – отметила директор Российского этнографического музея Юлия Купина.
Впервые упоминание о царстве Зирихгеран встречается в арабских источниках в IX веке. В переводе с персидского "страна изготовителей кольчуг". Чуть позже это название вытеснил тюркский синоним – Кубачи.
"Кубачинцы никогда не занимались никаким хозяйством, кроме своего ювелирного и оружейного искусства. Всё им привозилось, они закупались, у них прекрасный фольклор. У них богатое антикварное наследие. Люди работают с металлом – золотом, серебром. Они большей частью своей отходники. Они работали по всему миру", – рассказала заместитель генерального директора Национального музея Республики Дагестан им. Тахо-Годи Джамиля Дагирова.
Благодаря своему мастерству и торговле Кубачи стал не только центром художественной обработки металла, но и очень богатым аулом. Из-за чего многие семьи стали коллекционировать предметы роскоши. Так возник феномен Парадной комнаты, где вокруг резного камина на полках стояли бронзовые и медные котлы, мучалы для воды, кувшины из венецианского стекла, чашки из китайского фарфора, тарелки и блюда, которые кубачинцы называли "антики". И, конечно, на полу табасаранские и дербентские ковры.
"Неслучайно, поэтому у кубачинцев появился в начале XX века промысел антикварная торговля. До 40 человек занимались тем, что разъезжали по миру: в Париж, в Нью-Йорк и продавали кубачинские камни резные, керамику иранскую", – рассказала научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея Евгения Гуляева.
Резьба по камню – яркая особенность кубачинской культуры. Ученые датируют кирпичи XIV-XVI веками. Некоторые из них весят почти полтонны. Всего в мире около 500 таких камней". Рельефы до сих пор остаются одними из самых загадочных предметов культуры Кубачи. Несмотря на исследования учёные так и не смогли понять, как возникло столь высокое искусство? Где использовали камни? Что означают изображения? И кто же лишил людей и животных голов?