Ретроспективу творчества Николая Рериха открыли в Звенигороде
Звенигородский музей-заповедник открывает ретроспективу Николая Рериха. 40 живописных работ из коллекции Русского музея – от ранних, посвященных древнерусской истории, к сакральным образам Гималаев. Какой путь прошел художник "в поисках "небесного Звенигорода" – расскажет Ксения Луженкова.
"Из-за моря Варяжского дыбучими болотами показался на Руси муж как камень, высек жаркий огонь и сотворил себе град камен", – так в стиле сказов начинается книга о Николае Рерихе, изданная еще при жизни художника. "Камен град" в его философии – это благоденствующиий Небесный Звенигород, город будущего, в который человек восходит через познание. На самой высокой Алтайской вершине, на горе Белуха, Рерих хотел воздвигнуть город. На полотне – святые мужи несут уменьшенную копию Небесного Звенигорода. Этот сюжет Рерих взял из иконописи. Подобный изображен в Храме Святой Софии. Еще мальчиком Рерих помогал археологам на раскопках курганов. Его завораживал вид древних орудий, железных украшений. В глухих деревнях будущий художник записывал былины и сказания. Это повлияло на формирование его творческого метода. Свои работы Рерих окружил сказочным ореолом и к картинам писал литературные эссе.
"Рерих любовался небом, любовался формами облаков. Они были похожи то на лошадку, то на кораблик. Свои детские фантазии он трансформирует в целые образы. Облако человек или стрелок натягивает лук и защитит людей, которые живут здесь, на Земле", – рассказал куратор выставки, ведущий научный сотрудник Русского музея Сергей Кривонденченков.
Рерих-исследователь покорил Гималаи и Тибет, преодолел 35 перевалов. Гора в его творчестве – символ духовного устремления к высшему. В гималайском цикле особенно прослеживается школа Куинджи. Рерих работал в его мастерской.
"Что воспринял Рерих от своего учителя? Это декоративность с сочетанием и сопоставлением цвета синего, желтого. Но этот желтый цвет, смешанный с белым, он еще и светоносный. То есть он светится. Здесь абсолютная аналогия с Куинджи", – отметила заместитель директора по выставочной деятельности Звенигородского музея-заповедника Галина Стоенко.
Художник создавал театральные декорации и картины по мотивам постановок. Например, это "Весна Священная" – эпизод из балета Стравинского.
"Весь балет посвящен танцам, обрядам и жертвоприношениям. И здесь изображена кульминация этого жертвоприношения. Мы видим зеленый луг, который подстать этим девушкам, да, абсолютно юным Рерих считал, что сам театр – это производная народного обряда, сказании легенд", – пояснила директор Звенигородского музея-заповедника Елена Кожевникова.
Рерих-философ писал: "Придет время, и изменится жизнь на Земле. Благоденствие и мир вернутся на землю".