Спектакль "Сто лет одиночества" привез в столицу Русский театр драмы имени Искандера
Спектаклем "Сто лет одиночества" по роману Габриэля Гарсиа Маркеса продолжил московские гастроли Русский театр драмы имени Фазиля Искандера. Артисты из Абхазии представили фантазии в духе магического реализма со смешением жанров: от трагедии до клоунады. Анна Шустер делится впечатлениями.
Эпидемии бессонницы и беспамятства, бессмертные военачальники, несмываемые со лбов пепельные кресты, возносящиеся на небо женщины. Воплотить метафоры Габриэля Гарсиа Маркеса на сцене несколько лет назад решились режиссёр Мария Романова и 8 актрис Русского театра драмы имени Искандера. Теперь полюбившийся абхазским зрителям спектакль представляют в Москве – в Малом театре.
"В Щепкинском училище при Малом театре России в следующем году выпускается целевой курс для нашего театра, поэтому мы мечтали в этом году именно в Малом театре сыграть наши спектакли", – сказал генеральный директор Государственного русского театра драмы им. Искандера Ираклий Хинтба.
Эти гастроли ознаменовали собой новый виток культурного сотрудничества между Россией и Абхазией. Сегодня представители обоих театров рассуждают, почему переведённый на русский в начале 70-х роман "Сто лет одиночества" стал одним из самых читаемых в Советском Союзе. Возможно, появление книги совпало с острой потребностью людей в сказке как способе отвлечься от регламентирующей всё на свете реальности. Но может ли уход от неё стать гарантом душевного спокойствия и гармонии?
"Первый акт такой воздушный, "высокий", с надеждой, что всё будет всё-таки хорошо, третий акт более тяжелый, акт, когда мы осознаем, что происходит всё не так, как мы хотели бы, мы осознаём, что реалии гораздо сложнее, чем нам казалось в юношестве", – отметила актриса Мадлена Барциц.
Фантазия в духе магического реализма – так режиссёр определяет жанр спектакля, где трагедия смешивается с элементами комедии. Интересно, что все мужские роли в этом спектакле играют женщины. Почему – исполнительница роли полковника Аурелиано Буэндиа Милана Ломия отвечает не то в шутку, не то всерьёз – просто женская половина труппы быстрее согласилась на театральный эксперимент, чем мужская. Заключался он в том, чтобы прежде, чем репетировать этюды, вспомнить и рассказать коллегам по сцене историю своего рода.
"Нужно было вспомнить и вытащить очень сокровенные вещи, болезненные вещи – мой отец, человек, который прошел и войну, и любовь, и рождение детей, которого, к сожалению, не стало, он для меня был самой важной частью, которую я использовала в этом спектакле, в этой роли", – поделилась актриса Милана Ломия.
При отсутствии духовной общности и связей с прошлым – человечество погибнет – одна из ключевых мыслей спектакля "Сто лет одиночества", и если после его просмотра зрители захотят лишний раз обратиться к своей родословной и узнать её детали у старших членов семьи, наша миссия выполнена – говорят актрисы, которые представляют на сцене историю рода Буэндиа.