Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров открылся в Москве
Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров в пятый раз открылся в столице. Организаторы называют его настоящим парадом инновационных идей и лучших практик, которые реализуются в этой сфере. Так как же управлять театром? Узнала Яна Музыка.
Полный зал – директоров театров и театральных менеджеров. Искусство управлять искусством – в теории и на практике.
"Будет встреча с региональными министрами, будет встреча с крупнейшими московскими художественными руководителями, и с Хабенским, и с Сергеем Безруковым, и Владимир Львович Машков к нам приедет, и руководители администрации президента будут встречаться с театральными менеджерами, и мы пойдем на экскурсии по театру, и мы будем ходить на различные спектакли. То есть много-много-много всего того, что будет. А самое главное, что это фестиваль реальных практик", – рассказал директор Театра им. Вахтангова, руководитель фестиваля Кирилл Крок.
Для театров первого ряда не существует проблемы продать билеты. Театр – в моде, театр – в тренде. Количество театральных зрителей растет с каждым сезоном. Парадоксально, но это становится вызовом для творческих коллективов.
"Результатом этого может стать то, что публика, которую вы видите в зале, не та, на которую вы рассчитываете. А для театра это супер важно. То есть мы четко должны понимать, что если мы делаем спектакль – как, например, Александринский театр – для думающих, рефлексирующих людей. И если у нас в зале сидят люди, которые к этому не готовы, я не говорю, что это хорошо или плохо, просто они пришли за другим, то не им хорошо не будет, ни спектаклю хорошо не будет, потому что спектакль – это дело живое, без публики он не работает", – пояснил директор Александринского театра Александр Малич.
Порядка восьмидесяти театров нашей страны не имеют художественных руководителей – говорят об эпохе директорских театров.
"Есть определенная поколенческая проблема. Сегодня молодые наши коллеги режиссеры они больше предпочитают ездить, ставить, работать в разных театрах. Им это интересней. С творческой точки зрения – можно их понять. А всё-таки худрук, этот тот человек, который должен сидеть в театре постоянно, потому что невозможно быть творческим лидером, вообще управлять театром, если ты не находишься физически в театре", – отметил заместитель директора Московского Губернского театра, \член оргкомитета фестиваля Игорь Колобов-Тесля.
Одна из задач театрального менеджера – поиск новых возможностей. Кирилл Крок напоминает коллегам – всё, что становится историей может быть монетизировано. В театре имени Камала из Казани уверены, музей это не только дополнительная нагрузка, но и дополнительный доход.
Ильфир Якупов, первый заместитель художественного руководителя Татарского государственного театра им. Камала: "Естественно есть доход у комплекса, у музея. И также вы видите во всех театрах..у нас отдельное здание есть, еще плюс к этому фойе театра мы это тоже показываем".
Творческие лидеры констатируют – один из глобальных вызовов, который стоит перед нашей страной – смысловое противостояние. И в нем у театра – важнейшая роль.