Выставка "Рождение семей" открылась в Доме-музее Бориса Пастернака
Выставка "Рождение семей" открылась в Доме-музее Бориса Пастернака в Переделкине. Это пятая, заключительная часть большого проекта Музея истории российской литературы имени Даля, приуроченного к 135-летию со дня рождения поэта. Евгений Краков осмотрел экспозицию.
Около сотни экспонатов – от писем и редких фотографий до личных вещей семейства. Сотрудники музея вместе с родственниками поэта собирали эти артефакты в течение года, и наконец задумка дошла до логического завершения.
"Те, кто помогал, трудился, находил архивы, писал хронологию, делал переводы – все для себя обрели огромное количество нового, интересного, и мы никогда уже не сможем водить экскурсии так, как водили раньше, потому что этот дом и нам тоже предстал по другому, мы его увидели по другому", – рассказала куратор проекта Анна Кознова.
Экспозиция пятой части выстроена вокруг стола, за которым в счастливые годы собиралось все семейство. А доминанта зала – копия полотна Леонида Пастернака "Поздравление" 1914 года, оригинал находится в Третьяковке. Это одно из любимых воспоминаний семьи – наследники празднуют серебряную свадьбу родителей. В центре картины – один из главных для Пастернаков символов. Традиционно, именно свежие весенние фиалки украшали стол в каждую годовщину. По злой иронии, записку о кончине брата Бориса в 60-м году Лидия Пастернак написала карандашом из этой упаковки. Раньше в ней было английское мыло с фиалковым ароматом.
"Главное – для нас было важно, чтобы создалась атмосфера, и шла история, разворачиваясь в драматизме человеческих судеб", – отметила куратор проекта Елена Лурье.
На выставке нашлось место и для аудио – стихи Бориса Пастернака читают потомки поэта. А своеобразным саундтреком экспозиции стала единственная запись, на которой Розалия Пастернак играет Баха. Если предыдущие части проекта были привязаны к конкретным периодам, то эта – вне времени. Она – как финальный аккорд, выжимка всего самого трогательного и личного. Пятая часть выстроена так, будто входишь в святая святых. Даже сама геометрия зала напоминает капеллу.