8 декабря 2025, 12:04 8 декабря 2025, 13:04 8 декабря 2025, 14:04 8 декабря 2025, 15:04 8 декабря 2025, 16:04 8 декабря 2025, 17:04 8 декабря 2025, 18:04 8 декабря 2025, 19:04 8 декабря 2025, 20:04 8 декабря 2025, 21:04 8 декабря 2025, 22:04

Мариинский театр поставил оперу Шостаковича к юбилею Иосифа Райскина

  • Картинка
  • Мариинский театр поставил оперу Шостаковича к юбилею Иосифа Райскина
  • Картинка
    В Мариинском театре прозвучала опера Шостаковича в честь юбилея Иосифа Райскина
  • Мариинский театр поставил оперу Шостаковича к юбилею Иосифа Райскина
В этом году известный музыковед, журналист и критик отметил 90-летие.

Мариинский театр посвятил оперу "Леди Макбет Мценского уезда" юбилею Иосифа Райскина. В этом году известный музыковед, журналист и критик отметил 90-летие. Первая редакция оперы Шостаковича под управлением Валерия Гергиева прозвучала на Исторической сцене. С мастером слова встретилась Екатерина Грициенко.

С филигранной точностью не просто расслышать – передать в слове каждую ноту – удивительный дар. Его называют летописцем музыкального Ленинграда и Петербурга. Иосиф Райскин – автор свыше пятисот статей, бесчисленных очерков, аннотаций к пластинкам и компакт-дискам. Это в его честь звучит "Леди Макбет Мценского уезда". Иосиф Райскин настаивал – оригинальную редакцию запрещенной властями оперы Шостаковича нужно поставить в Мариинском театре. В 1996 "Первая леди" взошла на сцену.

Иосиф Райскин, музыковед, музыкальный критик: "Однажды Ирина Александровна Молостова, которая была замечательным режиссером, позвонила мне и сказала Иосиф, Генрихович приходите, мы для вас поставили леди Макбет. Ничего себе, подумала я".

Нам сегодняшним его путь к профессии кажется извилистым. Тех, кто застал эпоху физиков-лириков, он не удивит. После школы Иосиф Райскин поступил – нет, не в музыкальное училище – в Ленинградский электротехнический институт. У юноши талант в математике, да и отец сказал – нужно "земное" занятие. Впрочем, ЛЭТИ в те годы называли Пушкинским лицеем. Вокальные кружки, поэтические студии, симфонический окрест. Студентом Иосиф Райскин издавал свою первую газету под названием "Искусство всем".

Иосиф Райскин: "У нас был класс сольного пения, где студенты и студентки пели классическую музыку, а я был аккомпониатором, концертмейстером этого класса".

30 лет Иосиф Райскин преподавал в Горном институте. Будучи инженером печатался как музыкальный критик, был редактором в Ленинградской филармонии. И непрямой творческий путь все же привел его в консерваторию.

Иосиф Райскин: "Я, как в омут, с головой бросился и поступил в консерваторию. Мне было 35 лет, когда я в нее поступил, а в 40 лет я ее закончил".

Себя и других студентов – которые по пять раз в неделю ходили в филармонию, стояли ночами в очереди за абонементами – Иосиф Райскин называет "Филарманьяками". Однако мелодия судьбы в его душе зазвучала куда раньше. В эвакуации в Куйбышеве учительница музыкальной школы ставила 6-летним ребятам произведения Шостаковича, Прокофьева, Бартока. А потом 5 марта 1942 года посоветовала маме Иосифа – отвести мальчика на мировую премьеру Седьмой симфонии.

Иосиф Райскин: "Я видел зал со слезами на глазах в первые часы, когда звучала тема вражеского нашествия. И со слезами радости сквозь слезы печали. В конце, когда звучал гимн победившей Красной армии".

Уже в Ленинграде он будет пропагандировать эту музыку среди ровесников – учеников обычной школы в рабочем районе у Кировского завода. И когда учитель презрительно скажет о Шостаковиче – мол его следующий концерт для барабана с оркестром – класс объявит бессловесный протест.

Иосиф Райскин: "Один из моих соучеников, переросток такой, Ратмир Тарасов начал крышкой парты откидной, сейчас таких парт нет. откидной крышкой парты играть ритм темы нашествия из Седьмой симфонии Шостаковича. И петь ее. и класс подхватил".

И так вся жизнь – под знаком Шостаковича. Возобновления поруганной "Леди Макбет", пусть в цензурированной второй редакции, Иосиф Райскин ждал – с трепетом. На премьере "Катерины Измайловой" он подарил композитору эти строки "Нет повести печальнее на свете, чем выпавшее "Леди" лихолетье". Произведения Шостаковича критик назвал "Симфониями нашей общей судьбы".

Иосиф Райскин: "Мы узнали правду о коллективизации, о большом терроре, о ГУЛАГе из музыки Шостаковича задолго до того, как прочли Солженицына или рассказы Варлама Шаламова, Поэтому Шостакович был властитель дум".

Музыковед был знаком с великими деятелями искусств. С Альфредом Шнитке их объединяла долгая дружба. В эпоху гонений, когда композитор был особенно неугоден властям, Райскин помог организовать его первый авторский концерт в Ленинграде. Критических статей – "Записок филарманьяка" – хватило на целую книгу. С 2001 года – он главный редактор газеты "Мариинский театр". Иосиф Райскин и по сей день выполняет высокую миссию – берет читателя и слушателя в соавторы. И ведет в мир музыки, словно в священный храм.

Иосиф Райскин: "Музыка – это не просто искусство. Это тот язык, который позволяет передать самые непосредственные, самые глубокие чувства. Которые невозможно передать словами, которые невозможно нарисовать. А вот музыка это может".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация