Фильм про Бориса Свешникова показали в Центральном Доме архитектора
Премьера фильма "Борис Свешников. Недосмотренный сон" прошла в Центральном Доме архитектора. Лента впервые представляет широкой публике творчество одного из лидеров советского неофициального искусства. В мир художника погружают воспоминания близких и архивные материалы. На показе была Анастасия Егорова.
Художник, чье имя практически неизвестно на родине. А картины рассредоточены по всему миру. Одну из самых больших коллекций удалось собрать фонду "Прометей" – за последние 5 лет – почти 70 работ. Это и стало импульсом к созданию фильма о Борисе Свешникове.
"При жизни Борис Свешников был популярен в основном среди иностранных дипломатов, которые работали тогда в Советском союзе. Соответственно лучшие работы Бориса Свешникова оказались за границей. Поэтому да это было действительно интересная интенсивная работа, как найти потомков тех дипломатов", – сказал исполнительный директор и куратор коллекции Фондов искусств "Прометей" Вячеслав Ершов.
Фильм получился в том числе благодаря архиву музея гараж – там отыскали записи интервью Свешникова.
Вячеслав Ершов: "Это очень мастеровитый художник, очень талантливый, обладает высокой техникой. Одновременно у него есть своя идея. Ведь он прошел лагеря, из лагерей он не вынес обиды, он не стал замкнутым человеком. А он наоборот, он пришел и насытил свои картины светом".
При жизни – член Союза художников, участник сборных выставок с 58-го года – он так и не дождался персональной экспозиции. Ни в Третьяковской галерее, куда его работы рекомендовали друзья-нонконформисты Немухин и Штейнберг, ни где-либо еще. Свешников был арестован в 46-м – в 19 лет, получив 8 лет лагерей. Выжить, по его словам, помогло рисование. Лагерные рисунки позже высоко оценили Паустовский и искусствоведы. После освобождения он поселился в Тарусе, в доме семьи Штейнбергов. Сейчас это филиал Пушкинского музея.
"Это был такой период новый для художника. Для него это было своего рода глоток свежего воздуха. После тяжелого времени", – отметил сотрудник отдела личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Дмитрий Лебедев.
После смерти Свешникова и его вдовы значительная часть архива была распродана. Одна из самых ярких и узнаваемых работ художника – рука со свечой. Аллегория всего его творчества.
"Тот свет искусства, который вывел самого Свешникова из подземелья, в котором он оказался, метафорическим языком говоря. И он шел за этим светом всю свою жизнь, и безусловно он и нас тоже вел эти светом", – рассказала сценарист и продюсер фильма Елена Черняк
В создании фильма принял участие и фонд Вознесенского. Все для того, чтобы заново открыть имя художника и показать его богатое наследие.