Квантовое альтер эго: выставка Георгия Пузенкова на Винзаводе
"Теория тени" на "Винзаводе" – первая персональная выставка Джорджа Коэна. Это новое имя Георгия Пузенкова – одного из самых известных российских современных художников. Чем продиктована смена имени? Анастасия Сапегина попыталась разобраться.
В мире искусства создание альтер эго – давно привычный ритуал посвящения. Пабло Пикассо был одиноким Арлекином, Филип Колберт – лобстером, а Такаси Мураками – мистером Добом. Тем же путем пошел и Георгий Пузенков. Теперь он – Джордж Коэн. Смену амплуа художник объясняет с научной серьезностью. Пузенков – это классическая физика: видимый мир, сюжеты, фигуры. Коэн – уже квантовая: нарратив исключен, показан взгляд изнутри. Художник заявляет, что достиг нового уровня – познал искусство тени. Его идеи проявляются через "минус-свет". То есть через то, чего нет.
"Меня освещает лампа, осветитель в этом месте так, если я чуть-чуть шевельнусь, уже другой свет, но я-то остаюсь тем же самым, как часть материи. И вот я работаю на этом срезе, исключив нарратив, рассказ. Тут нет ни собачек, ни животных, ни людей, а есть простые формы", – рассказал художник Джордж Коэн.
И эти простые формы рождаются в результате особой, почти алхимической техники. Она балансирует на грани фигуративного и беспредметного. Процесс начинается с эскизов, в разработке шаблонов помогает компьютер. А затем в ход идет главный инструмент – кисточка. Не простая, а технологическая. Изобретенная самим мастером.
"Вот эта технологическая кисточка. При помощи этой кисточки мне удалось разделить тон и цвет. Ибо традиционная кисточка всегда была одна в руке, и художник брал какое-то количество краски, смешивал, и она оставалась смешанной на этой кисточке", – добавил Джордж Коэн.
Черная стена, черный квадриптих, черные рамы – это квинтэссенция теней. Чтобы ощутить материю, в галерее приглушили свет. И из этого полумрака на зрителя, как призрак из прошлого, смотрит "Курильщик" Сезанна. По замыслу художника, он тоже часть той невидимой тени.
"Это трехмерная живопись на основе базовых визуальных решеток, на основе очень многих слоев. У этих картин нет вообще никаких правильных точек зрения", – пояснил искусствовед, основатель галереи современного искусства pop/off/art Сергей Попов.
Разговор на новом уровне, кисточка из будущего, тень как субстанция бытия и сорок килограммов масла на холсте. Джордж Коэн, бывший Георгий Пузенков, совершил прыжок из классической физики в квантовую. Зрителю же остается принять простое правило: если видишь черный квадрат, а тебе говорят о душе и космосе – значит, ты в искусстве. И, кажется, в его эпицентре.