Шесть мозаик в Волгограде признали выявленными объектами культурного наследия
Шесть мозаик советского периода в Волгограде признали выявленными объектами культурного наследия. Подобные панно украшали промышленные и жилые здания во всех крупных городах СССР. В 90-е многие были уничтожены, а те, что сохранились, разрушаются. Новый статус дает им шанс на новую жизнь. Мария Трофимова – с подробностями.
Более 90 квадратных метров. Около 50 оттенков смальты и плитки. Жизнь хлеборобов, бахчеводов, сельских тружеников – в мозаичном панно "Приглашение гостей". Всю щедрость волжской земли показал его автор, художник-монументалист, мастер колорита Михаил Пышта – в ярких и сочных цветах
"Панно, которое собирается по частям большими квадратами, которые потом монтируются на объекте, и художник уже в самом конце видит ту картину, которая у него получается", – отметила заместитель директора по научной работе Волгоградского музея искусств им. Машкова Ольга Малкова.
Долгие годы произведение монументального искусства было скрыто под гипсокартоном. В скором времени "Приглашение гостей" и другая работа "Труженики поймы" получат статус объектов культурного наследия. Возможно, удастся сохранить еще четыре мозаики. Барельеф "Мир вам" на центральной стене бывшего туристического вокзала. На здании рядом панно об истории Царицына-Сталинграда-Волгограда. А вот диптих "Завод-труженик", "Завод-солдат" о героическом прошлом и настоящем города украшает фасад Волгоградского тракторного завода. Их создал художник Павел Шардаков.
"Надо сохранять и укреплять слой, реставраторы могут это делать, сохранность у нее достаточно хорошая для ее почти 50-летней жизни в городской среде агрессивной", – сказала председатель Волгоградского отделения Союза художников России Татьяна Ковешникова.
Как сохранить другие произведения искусства, которые к культурному наследию юридически не относятся? Один из примеров – детский сад "Гнездышко" в Волжском. Здесь на прогулочных площадках мозаичные панно медленно разрушаются.
"Что может сделать заведующая? Нанять рабочих, которые осыпавшуюся штукатурку заштукатурят и подкрасят, но это не выход из ситуации. Надо принять положение о том, что система образованиz участвует в процессе защиты памятников культуры и истории. Здесь нужно делать авторский паспорт и заниматься реставрацией", – пояснил директор информационно-технической службы г. Волжский Александр Резников.
Автор произведений Глеб Вяткин. Выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Мухиной. Как и Пышта, и Шардаков, приехал работать и жить в Волгоград. Для панно автор использовал детские рисунки и элементы книжной графики. Простым визуальным языком, который понятен детям, раскрывалась тема профессий. Летчики, моряки, сталевары. Двенадцать детских площадок. На сегодня две уже утрачены. Объект культурного наследия – этот статус помогает сохранить художественный облик произведения. Запрещает его переделывать. Обязанности по содержанию памятника возлагаются на собственника. За не выполнение – административное наказание.
"Здесь необходимо соблюдать баланс и к государственной охране относить те объекты-произведения монументального искусства, сохранение которых будет оправдывать те затраты, которые потребуется нести для их сохранения", – поделился зам. председателя Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области Александр Крылов.
Мозаика – один из главных визуальных символов советской эпохи. Работы художников-монументалистов стали самостоятельными произведениями искусства. Которые сегодня могут быть утеряны безвозвратно.