"Вдали от обезумевшей толпы": история любви по-английски
В российский прокат вышел фильм, получивший уже превосходные оценки критиков и публики в Европе и Штатах, - экранизация романа Томаса Харди "Вдали от обезумевшей толпы", осуществленная датчанином Томасом Винтербергом. Классическую английскую историю любви рекомендует кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Обычно про такой фильм - европейский, снятый знаменитым режиссером авторского кинематографа, - говорят с почтением или, наоборот, пренебрежением: "кино не для всех". Пожалуй, но не в том смысле. "Вдали от обезумевшей толпы" - совершенно внятный фильм, трогательный, при этом тонкий, разыгранный отличными актерами по классическому тексту, и не понять, зачем и о чем он сделан, может только клинический идиот. Просто насладиться этим зрелищем в полную меру смогут не все, а в основном те, кто подсажен на хрестоматийную английскую литературу - хотя бы Диккенса и Теккерея, но в идеале - на сестер Бронте и Джейн Остин. Если "Разум и чувства" или "Гордость и предубеждение" - это для вас, причем неважно, идет ли речь о первоисточнике или любой его качественной экранизации, то вам сюда.
Неторопливо движущийся по накатанной колее сюжет, нюансы чувств и строгий кодекс поведения, нарушаемый в решающий момент, прекрасные артисты на фоне эталонных английских пейзажей - и думать нечего было о любой иной версии знаменитого романа Томаса Харди "Вдали от обезумевшей толпы": претензии по поводу манерного названия - тоже к нему.
Вообще, никакой толпы на экране нет и быть не может. Это история независимой норовистой девушки-сироты, которой дядя завещал фамильную ферму, и теперь она выбирает из трех поклонников: один - разорившийся фермер, первым сделавший ей предложение, а ныне ее управляющий и пастух; второй - сосед, одинокий овдовевший аристократ; наконец, третий - бравый офицер в красном мундире. Но это не вариация гоголевской "Женитьбы", вовсе нет: здесь если и есть юмор, то британский, такой тонкий, что без лупы его не разглядеть. Зато с хирургией чувств и тщательно скрываемых эмоций все в порядке - это и держит зрителя, не читавшего книгу, в напряжении буквально до последних кадров.
Актерский состав превосходен, однако по понятным причинам в лучах софитов в центре внимания оказывается одна исполнительница - Кэрри Маллиган в первой абсолютно зрелой роли: играет она блистательно, и сразу вспоминаешь, что открыла ее датская постановщица Лоне Шерфиг в "Воспитании чувств".
Вспоминаешь потому, что режиссер фильма "Вдали от обезумевшей толпы" - датчанин же, младший соратник Ларса фон Триера и соавтор манифеста "Догма 95" Томас Винтерберг. Для него, автора радикального "Торжества" и остросоциальной "Охоты", новая картина - капитуляция: помпезная, торжественная, немыслимо красивая сдача всех позиций и признание себя просто профессионалом, а не автором с собственными идеями и киноязыком. Хотя, впрочем, опознать в режиссере не англичанина все-таки можно: лишь скандинав способен так тонко и выразительно работать с пейзажем на экране, показывая во всей красе природу Великобритании - в самых отдаленных ее уголках, вдали от обезумевшей толпы.