Реформатор с Таганки: в Москве открыли памятник Юрию Любимову
Памятник режиссеру Юрию Любимову открыли у Новой сцены Театра на Таганке. Событие приурочено к 110-летию со дня рождения мастера, которое отметят в 2027 году. Юлия Струкова была на открытии.
Некая театральность – в самой бронзовой композиции. Юрий Любимов – в свете софита. По задумке скульптора Владимира Иванова мастер будто встречает зрителей, актеров и олицетворяет душу Театра на Таганке. Отполированный шестиметровый луч – символ труда режиссера, который искал яркие индивидуальности и объединял их в мощный поток энергии.
"Он собирал всё, что было лучшего в театральном мире и выражал это необычайной искренностью. Это была выдающаяся труппа. Он коллекционировал людей", – отметил специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Из Вахтанговского, где Любимов начинал в 64-м, он ушел в самостоятельное режиссерское плаванье длиной в полвека. Создал Таганку – самый неудобный и один из самых ярких театров своего времени. Уже тогда коллеги называли Любимова самосожженцем – за прямоту и вечный бунт. "Добрый человек из Сезуана", "Десять дней, которые потрясли мир", "Гамлет". Больше сотни спектаклей на Таганке, каждый – событие. Зрители днями – в очередях.
"Все спектакли Юрия Петровича Любимова, которые они делали с Давидом Боровским, сдавались соответствующим инстанциям по три-четыре раза. Всё время были замечания. Всё время боялись, что будет слишком много правды, откровения и смелости", – поделился актер Леонид Ярмольник.
"Честный, открытый, откровенный разговор со зрителем на важные, интересующие всех нас темы. И Юрий Петрович в этом смысле для нас большой пример мужественности, силы, стойкости и потрясающего таланта", – сказал художественный руководитель Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов.
Он ставил классику и современную литературу. А за стенами театра спасал актеров, подписывал письма в защиту диссидентов. В итоге был лишен гражданства, уехал из СССР и несколько лет успешно работал на Западе. С началом перестройки вернулся в страну и снова ставил так, как чувствовал. Мятущийся, неудобный и сложный в 2011-м, после конфликта с труппой, оставил созданный им театр. Но работать всё равно не переставал. Луч его знаменитого режиссерского фонарика выхватывал многое из того, о чем надо было рассказать.
"В луче будет отражаться и город, проезжающие автомобили, световые рекламы, чтобы всё это взаимодействовало с живой средой, потому что Юрий Петрович говорил, что театр – это живое существо", – сказал скульптор, заслуженный художник России Владимир Иванов.
Любимову приносят цветы, вспоминают его добрым словом, читают стихи.