12 декабря 2025, 17:36 12 декабря 2025, 18:36 12 декабря 2025, 19:36 12 декабря 2025, 20:36 12 декабря 2025, 21:36 12 декабря 2025, 22:36 12 декабря 2025, 23:36 13 декабря 2025, 00:36 13 декабря 2025, 01:36 13 декабря 2025, 02:36 13 декабря 2025, 03:36

Герои советских мультфильмов, которых любят не только дети

  • Герои советских мультфильмов, которых любят не только дети
Советская анимация подарила миру множество ярких и запоминающихся персонажей, которые полюбились не только детям, но и взрослым. От хитроумного волчары из "Ну, погоди!" до обаятельного Чебурашки, от добродушного Кота Матроскина до смелой Алисы Селезневой – эти герои стали частью нашего культурного кода. Но как и почему? Сейчас расскажем.

Чебурашка, "Чебурашка"

В оригинальной истории никто так и не смог обнаружить это загадочное слово в словаре, однако благодаря Эдуарду Успенскому и Роману Качанову оно давно стало понятным без всяких толкований. Внешность Чебурашки формировалась постепенно: художник Леонид Шварцман подарил ему его знаменитые круглые уши, хотя в книге о них не говорилось. На ранних рисунках у загадочного зверька был хвост покрупнее и удлинённые ноги – уменьшить их порекомендовал будущий создатель "Ежика в тумане" Юрий Норштейн. Очаровательный, слегка нелепый герой покорил сердца людей не только в СССР, но и по всему миру. В Японии его называют ласково – Чеби, в англоязычных странах он известен как Топл, в Германии – Плумпс, а в Швеции – Дрюттэн. В России же ушастый стал настоящим культурным феноменом: он был и популярной игрушкой, и символом Олимпиады, и даже первым "неизвестным науке зверем", побывавшем в космосе. 7 июля 2016 года, к юбилею киностудии "Союзмультфильм", плюшевый ушастик отправился на Международную космическую станцию. В 2022 году он вновь совершил космическое путешествие – уже в честь выхода российского художественного фильма "Чебурашка", сиквел которого появится в кинотеатрах уже 1 января 2026 года.

Ежик, "Ежик в тумане"

Тот самый ежик из анимационного фильма "Ежик в тумане", который признан лучшим за всю историю по итогам опроса 140 специалистов – мультипликаторов и кинокритиков из разных стран. Он собрал 35 международных наград и стал любимым произведением легендарного японского режиссера Хаяо Миядзаки. Неторопливый сюжет, окутанный плотным туманом, погружает нас в особую атмосферу: задумчивый Ежик, Медведь, таинственная лошадь, неожиданная сова, аромат можжевелового чая и мерцающие звезды… Юрий Норштейн сам называл свою работу философской притчей. По его словам, в фильме нет ни стремительного развития событий, ни напряженной интриги – он хотел показать, что ребенок способен быть не только веселым, но и тихим, печальным, задумчивым. Создателям пришлось решать множество необычных художественных задач. Одной из них было заставить Ежика "таять" в тумане. Для этого фигурку ежика помещали на белый фон, накрывали слоем кальки и во время съемки медленно поднимали этот лист, добиваясь эффекта растворения в белой дымке. По сути, это стало одним из первых спецэффектов в мультипликации СССР. Весь визуальный ряд нарисован исключительно карандашом – именно эта техника помогла передать атмосферу загадочности, хрупкости и неустойчивости окружающего мира.

Карлсон, "Малыш и Карлсон"

Этот "мужчина в самом расцвете сил", хоть и невелик ростом, зато обладает завидным темпераментом и несомненным актерским обаянием. Ловкий хитрец и прирожденный укротитель домоправительниц, созданный Астрид Линдгрен, стал близким каждому ребенку в Союзе – и, конечно, единственному Малышу. Как тут возразить тому, кто уверенно заявляет: "Я же лучше собаки", особенно если у тебя есть возможность слетать вместе с ним на крышу? Карлсон с удовольствием выдает себя за "привидение с мотором" – "страшное, но симпатичное", а строгой фрекен Бок он с чарующей улыбкой предлагает: "Ну, давайте знакомиться!" Его озорной характер и умение очаровывать подарили нам немало запоминающихся фраз и житейских "истин". На рисунках Илоны Викланд, постоянной художницы Астрид Линдгрен, Карлсон изображался, скорее, как упитанный ребенок. Мультипликаторы из СССР решили отступить от этих иллюстраций и создали совершенно иной образ: взрослый, харизматичный, в чертах которого угадывались черты режиссера Григория Рошаля. Его проказы сделали мягче, а любимым лакомством назначили не изысканные фрикадельки с тортом, а скромное, но милое сердцу варенье.

Кот Матроскин, "Трое из Простоквашино", "Зима в Простоквашино"

Кот Матроскин стал одной из самых запоминающихся ролей Олега Табакова. Все это – благодаря образу едкого, но сердечного практичного хозяина. Прототипом кота стал приятель Эдуарда Успенского: писатель наделил Матроскина чертами рассудительного и хозяйственного редактора киножурнала "Фитиль" Анатолия Тараскина. Изначально Успенский хотел подарить коту ту же фамилию, но по просьбе друга слегка изменил ее – так и появилось звучное "Матроскин", дополненное полосатой внешностью. При этом с морем его самого связывает разве что бабушка, служившая на судне имени адмирала Крузенштерна. С первых минут Матроскин ведет себя не как обычный кот – ни домашний ленивец, ни свободолюбивый гуляка. Он проявляет поразительную хозяйственность: учит дядю Федора правильно есть бутерброд, деловито пакует вещи, пока мальчик пишет родителям записку, а в Простоквашино мгновенно раскрывает свои фермерские способности. Матроскин доит корову, делает запасы, поддерживает порядок и вообще берет на себя роль главного по быту. Во втором и третьем фильмах кот заметно округляется и становится более солидным – так, хоть и случайно из-за смены художника-постановщика, визуально подчеркнули переход кота от бездомного к обеспеченному деревенскому жителю. Новый образ отлично соединился с голосом Табакова, и публика надолго связала актера и кота воедино. В мире Простоквашино Матроскин во многом заменяет дяде Федору маму, которая со своими городскими привычками плохо вписывается в сельскую жизнь. Кот выступает как глава семейства, требовательный, хозяйственный, владеющий "домашними" навыками. При всей своей колкости он по-настоящему заботится о тех, кто ему дорог.

Винни-Пух, "Винни-Пух", "Винни-Пух идет в гости"

Анимационный фильм, созданный по мотивам нескольких глав "Винни-Пуха", выполнен в стиле детского рисунка: на заднем плане можно заметить гигантских улиток и стрекоз, а на деревьях одновременно созревают самые разные плоды – от яблок и груш до слив. Первые наброски выглядели совсем иначе, чем привычный нам добродушный сладкоежка. Винни-Пух был несимметричным, растрепанным, и, как говорил художник Эдуард Назаров, напоминал "взбесившийся одуванчик". Позже облик Винни стал более гармоничным, но одна случайная деталь обрела постоянство: один из мультипликаторов ненамеренно анимировал его лапы так, что правая передняя и правая задняя двигались вместе, и то же происходило с левой парой. Это своеобразное "косолапие" настолько понравилось создателям, что стало частью образа медведя. Голос Винни-Пуху подарил Евгений Леонов. Однако режиссеру Федору Хитруку его тембр показался слишком низким для простодушного Винни-Пуха. И лишь после того, как звукорежиссер ускорил пленку, голос приобрел нужную интонацию – ту самую, ставшую узнаваемой для миллионов людей. Ту же технику применили и к другим животным из анимационного фильма.

Кот Леопольд, "Приключения кота Леопольда"

Кот Леопольд всегда выглядит опрятно: ухоженная одежда, нарядный бант на шее, домашние тапочки и вежливые манеры. Он говорит спокойным, красивым языком, не имеет вредных привычек и отличается исключительной аккуратностью. В отличие от Волка из "Ну, погоди!", этот кот предпочитает решать все миром, постоянно призывая мышей к спокойствию и взаимному уважению. Несмотря на их пакости, он неизменно прощает их и остается готовым прийти на помощь. Некоторые считали Леопольда слишком мягким, ведь проделки мышат нередко переходили границы. Создатели попытались слегка "поддержать" Леопольда: в одной из серий он даже получил препарат "Озверин", с которым мог бы ответить обидчикам. Но характер Леопольда оказался сильнее – все-таки он не способен на грубость. Урок очевиден: доброта и терпение воздействуют куда сильнее, чем превращение в грубияна. Авторы сознательно перевернули классическую схему: в этом мультфильме не кот гоняется за мышами, а наоборот – он вынужден спасаться от их проделок. Центральной идеей истории стала дружба и умение избегать агрессии. Чтобы этот посыл был понятен детям, создатели вложили его в устоявшуюся фразу Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно». И эта фраза впоследствии стала универсальной просьбой прекратить ссоры, шалости и пустые разбирательства.

Котенок Гав, "Котенок по имени Гав"

В советских мультфильмах появлялось множество кошек и котят, однако Гав выделился среди них особенно ярко. Его необычность заключалась не только в дерзком имени, но и в породистом облике, совершенно нетипичном для дворового малыша. Художник Леонид Шварцман придумал аккуратного сиамского котенка – с темной мордочкой, точеными ушками и трогательным выражением глаз. В 1970-е сиамские кошки стремительно набирали популярность, и именно "Котенок по имени Гав" стал первой анимацией в СССР, где эта порода появилась на экране. Однако главным творцом характера Гава стал Григорий Остер – автор и сценарист. Он наделил котенка очаровательной наивностью, любознательностью и умением ставить взрослых в тупик своими смешными и порой нелепыми выводами. Благодаря детской непосредственности Гав смотрит на мир иначе. Кроме того, котенок старается защищать свое право быть собой. Он отказывается от привычных для котов имен, потому что "Гав" ему просто больше по душе – и искренне не понимает, почему это кого-то смущает.

Волк, "Ну, погоди!"

Этот образ из "Ну, погоди!" давно вышел за рамки обычного мультперсонажа: он стал символом целой эпохи, отражением ее противоречий, тревог и скрытой иронии. Заяц в этом дуэте – воплощение образцового гражданина, аккуратного, спортивного, вежливого. Заяц будто сошел со страниц плакатов о правильном поведении. Волк же – его полная противоположность: темпераментный, шумный, непредсказуемый, любящий нарушать правила просто ради удовольствия. В его походке, манерах и вечно зажатой в зубах сигарете чувствуется дух улицы, желание бросить вызов порядку, но одновременно – какая-то трогательная неуверенность, которую он тщетно пытается скрыть бравадой. Его внешность не случайна: длинные волосы, модные клеши, легкая раскованность – все это перекликается с культурой западной музыки того времени. Волчара словно подражает кумирам рок-сцены, а эпизод, где он с азартом берет бас-гитару, только подчеркивает это. Он не злодей – он носитель свободного духа, неудобного, но живого. Первоначальный вариант волчары был куда более мрачным и дерзким – почти карикатурным хулиганом с криминальным прошлым. Но позже художники смягчили свою позицию. Так появился знакомый нам волчара: шумный, но смешной; хулиганистый, но легко ранимый; уверенный в себе, но вечно попадающий в неприятности. Его попытки выглядеть грозным то и дело рушатся под давлением обстоятельств – то штаны порвутся, то хвост потеряет, то окажется в нелепой роли экспоната в музее. И каждый раз эта неудача делает его не хуже, а человечнее. Особая магия Волка во многом заслуга Анатолия Папанова. Его голос – немного хриплый, живой, искренний – наполнил хищника теплом и юмором. Благодаря этому он перестал быть пугающим и превратился в обаятельного шкодника, которому веришь и которого, несмотря на всю его несдержанность, невозможно не любить.

Домовенок Кузя, "Приключения домовенка"

Милого домовенка Кузю придумала художница Татьяна Александрова – человек редкого таланта и удивительной наблюдательности. Его история началась в тихой усадьбе Василия Поленова, куда Александрова часто приезжала работать. Там, среди вековых деревьев и деревенской тишины, и возник замысел первой книги – "Кузька в новой квартире". На тот момент автору было уже сорок семь, но ее способность видеть мир по-детски только крепла. Работая над образом Кузи, Александрова погрузилась в мир фольклора: часами сидела в Исторической библиотеке, изучила сборников народных сказок, старинную речь, быт и мудрость предков. Эти знания, объединенные с ее впечатлениями от жизни в Тарусе, легли в основу характеров и сюжетов о маленьком домовом – хозяйственном, смешливом, порой вспыльчивом, но неизменно трогательном. В анимационном фильме маленький домовой вдруг остается без крыши над головой и переселяется в новенькую многоэтажку. Кузя сыплет репликами, которые мгновенно расходятся на цитаты. Его испуганное: "Нафаня, сундук украли, сундук со сказками!" – наверняка знакомо многим, и сегодня эта фраза служит универсальной реакцией на любую потерю. Когда история книги была полностью экранизирована, сценаристка Марина Вишневецкая придумала для Кузи новые приключения. В итоге на экраны вышли еще четыре серии: "Дом для Кузьки", "Приключения домовенка", "Сказка для Наташи" и "Возвращение домовенка".

Умка, "Умка", "Умка ищет друга"

Умка – белоснежный медвежонок, добрый, наивный и чрезвычайно любознательный, словно настоящий ребенок. Рядом с ним всегда мудрая и заботливая мама, а вскоре он находит себе друга – мальчика, с которым делит маленькие, но важные открытия. Имя главного героя выбрано с особым вниманием: оно происходит от чукотского слова "умкы", что значит "самец белого медведя". Считается, что образ Умки впервые появился в произведении писателя Юрия Яковлева, опубликованном в 1968 году в рубрике "Прочтите детям" газеты "Известия". После выхода анимационного фильма его музыкальная тема – "Колыбельная медведицы" – обрела собственную популярность. Эта песня стала первым значительным успехом для композитора Евгения Крылатова, который впоследствии написал музыку для десятков детских фильмов и анимации. Озвучивание героев доверили выдающимся актрисам советской анимации: свой голос подарила Умке Маргарита Корабельникова, мальчика озвучила Клара Румянова, а медведицу – Вера Попова. Нежную и трогательную "Колыбельную" исполнила Аида Ведищева.

Лев Бонифаций, "Каникулы Бонифация"

Бонифаций – главный герой книжки чешского писателя Милоша Мацуорека "Каникулы Бонифация", ставший благодаря одноименному анимационному фильму любимцем нескольких поколений в России. Этот цирковой лев выделяется не только внушительной внешностью, но и необычайной добротой, умом и послушанием. Он мгновенно понимает окружающих, и его обожают как зрители, так и сотрудники цирка. Бонифаций – честный, благородный и трудолюбивый. За кулисами он мягкий и миролюбивый, а на арене с легкостью перевоплощается в грозного льва: громко рычит, скалит зубы и заставляет публику вздрагивать. При этом все знают – этот лев абсолютно безопасен и никому не причинит вреда. Авторы мультика переработали сюжет оригинальной чешской истории. В изначальной версии Бонифаций развлекал своих "маленьких племянников" во время каникул, тогда как советская экранизация превратила историю в притчу о доброте, человечности и заботе о других. Особую роль в создании Бонифация сыграл художник-постановщик Сергей Алимов, которого позже стали называть "папой Бонифация". Именно он надел льва антропоморфизмом, придав ему человеческие черты характера. Анимация получила международное признание: на фестивале анимации "Лапута" в Токио в 2003 году "Каникулы Бонифация" вошли в список 150 лучших анимационных фильмов мира.

Алиса Селезнева, "Тайна Третьей планеты"

Алиса Селезнева – не просто литературный или экранный персонаж, а настоящий символ советской фантастики и кумир целого поколения детей 80-х. Цикл книг о ее приключениях написал писатель Кир Булычев. Так Алиса стала "вечным героем", который продолжает жить в книгах, фильмах, анимации, диафильмах и, главное, в сердцах поклонников. Первыми экранизациями ее историй стали диафильмы "Девочка из XXI века" и "Новые приключения Алисы из XXI века" 1977-78 годов. Но настоящая "алисомания" началась после выхода анимационного фильма "Тайны Третьей планеты". Роман Качанов, режиссер "Союзмультфильма", был давним поклонником книг Булычева. После прочтения повести "Путешествие Алисы" он понял, что хочет экранизировать именно эту историю. Качанов прежде занимался в основном кукольной анимацией (он снял знаменитые истории про Варежку и Чебурашку), но после успеха "Чебурашки" ему все-таки разрешили реализовать сложный проект. Работа над сценарием, написанным Булычевым, затянулась на четыре года, а результат вошел в историю отечественного кино.

Попугай Кеша, "Возвращение блудного попугая"

Кеша был создан художником Анатолием Савченко, автором таких знаковых мультгероев, как Мойдодыр, Карлсон, Щелкунчик и Вовка из "Тридевятого царства". Для озвучивания попугая режиссер Курляндский пригласил своего друга, известного сатирика и пародиста Геннадия Хазанова. Хазанов с энтузиазмом взялся за работу: он придумал характерную манеру речи, придумал шутки, а для придания голосу нервного и торопливого оттенка запись ускорили, что сделало Кешу узнаваемым. В процессе работы стало ясно, что мультфильм рассчитан не только на детей – в нем было множество отсылок к юмористическим монологам, эстраде, фильмам и культурным реалиям того времени. Первая часть мультфильма "Возвращение блудного попугая" вышла в 1984 году и сразу завоевала популярность среди взрослой аудитории. Время выхода оказалось удачным: чуть раньше проект могли бы остановить цензоры, а позже сатирический подтекст уже не произвел бы такого эффекта. Кеша мгновенно стал культурным феноменом: короткий мультфильм разошелся на цитаты, а в домах практически каждый попугай приобрел имя Кеша.

Удав, "38 попугаев"

Создание образа Удава для мультфильма "38 попугаев" стало настоящим вызовом для его авторов. Художник Леонид Шварцман испытывал явную антипатию к змеям, и первое время ему было трудно рисовать именно Удава – на эскизах он выглядел холодным и суровым, совсем не подходящим для дружбы с мартышкой, попугаем или маленьким слоненком. Чтобы найти правильный образ, Шварцман ежедневно посещал зоопарк в поисках вдохновения, но истинное решение пришло лишь тогда, когда он решил создать свой, полностью выдуманный образ. Он наделил удава человеческими чертами: нарисовал ему нос, выразительные брови, веснушки и украсил шкуру цветочками. Эта версия змеи понравилась самому художнику, и таким образом появился дружелюбный и обаятельный Удав. Голос Удаву подарил Василий Ливанов. Герои мультфильма так понравились съемочной группе, что они обратились к Григорию Остеру, автору книжного оригинала, с просьбой придумать новые истории. Так появился долгоживущий цикл о Мартышке, Удаве, Слоненке и Попугае, который продолжался целых 15 лет, за которые свет увидели десять мультфильмов, сборник сказок Остера, детские спектакли и тематические представления.

Фунтик, "Приключения поросенка Фунтика"

Фунтик – очаровательный поросенок, облаченный в белую панаму, светлую рубашку, зелёный галстук-бабочку, розовые штаны и голубые туфельки. В отличие от обычных поросят, его руки и ноги – как у человека. Создателями образа Фунтика стали супруги Анатолий Солин и Инна Пшеничная, которые с 1969 года совместно работали над мультфильмами и иллюстрациями к детским книгам. По словам Солина, работа над мультфильмом о Фунтике длилась четыре года. Идея персонажа родилась из детской пьесы "Четвертый поросенок", написанной Валерием Шульжиком, который позже стал автором сценария, в том числе, для нескольких последующих мультфильмов о поросенке. Первое появление Фунтика на экранах состоялось в 1985 году, и с тех пор он навсегда занял место в ряду любимых детских персонажей советской анимации.

Герои советских мультфильмов доказали, что настоящие персонажи способны объединять поколения. Их истории о дружбе, смелости и доброте остаются актуальными и сегодня, а яркие образы продолжают вдохновлять и взрослую аудиторию. Эти мультгерои стали культурным феноменом, который живет в памяти зрителей и вызывает теплые эмоции вне зависимости от возраста.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация