Иранский фьюжн: Сиаваш Валипур выступил в Москве
В столице прошел концерт иранского музыканта Сиаваша Валипура. Вместе с Андреем Танзю он создал на сцене пространство, наполненное ритмами разных стран. Персидские мелодии и современные импровизации слушала Дженнет Арльт.
Когда Сиаваш Валипур приезжает в Россию, он выступает в консерватории, но в этот раз его концерт – в камерном и совсем не академическом пространстве Культурного центра "Дом". Для музыканта из Ирана это возможность выйти за рамки традиционного исполнительства.
"У нас, в Иране, вся музыка традиционная, нет такого понятия, как популярная или эстрадная музыка. Иранская музыка на протяжении сотен лет не подвергалась никакому влиянию. А мне интересно совместить ее со звучанием других культур", – рассказал музыкант, композитор Сиаваш Валипур.
Сиаваш Валипур окончил консерваторию в Тегеране по классу национального инструмента сантур. Его серебристый звук, который возникает после удара маленьким молоточком, образует традиционное звучание персидской музыки. Сантур называют прародителем фортепиано.
"Сантур переводится как "100 струн", он и состоит из сотни струн и такого же количества колков. Представляете, сколько нужно времени, чтобы его настроить!" – добавил Сиаваш Валипур.
Еще один национальный инструмент в руках Сиаваша – каманче. Это уже древний предок лютни, скрипки и других струнных. Сантур и каманче здесь подчиняются ритму, он – основа всего. Ритм рождается в руках перкуссиониста Андрея Танзю – пионера стиля World Music в России, основателя собственной школы одного из самого древнего вида ударных – рамочных барабанов. Много лет он изучал традиционные музыкальные техники Египта, Ирана, Турции, Индии. Его партии – это сложный ритмический рисунок, фундамент звучания. А сам ритм, по словам музыканта, основа всей жизни.
"Мы с вами и есть ходячий ритм. Вот мы с вами ходим, мы с вами дышим, едим, у нас бьется сердце – всё это ритмически взаимодействует. Мы без ритма, в принципе, с вами сразу умираем, даже спящий человек состоит из большого количества ритмов", – сказал перкуссионист Андрей Танзю.
В этом концерте звучат не просто традиционные иранские мелодии. На их основе музыканты создают новое звуковое пространство. Здесь много импровизации и интуитивного исполнения. Музыканты говорят: барабаны – это голос Земли, а сантур – звук космоса. В их соединении рождается новая акустическая вселенная.