В Санкт-Петербурге завершился фестиваль памяти Галины Вишневской
Фестиваль памяти Галины Вишневской в Санкт-Петербурге завершился концертом к 80-летию Победы и Дню снятия блокады Ленинграда. Вишневская пережила все 900 блокадных дней, работала в бригаде противовоздушной обороны, позже в автобиографии написала: "Наш святой долг – передать следующим поколениям память о великом русском подвиге". Репортаж Елены Ворошиловой.
О Победе в Великой Отечественной войне и о снятии блокады Ленинграда в этот вечер рассказывают через историю жизни Галины Вишневской. Впервые Центр оперного пения показал концерт в Москве, потом был Плес, Оренбург, и вот в Санкт-Петербурге – в день памяти певицы.
Галина Вишневская всегда помнила те страшные 900 дней блокады, она провела их в Кронштадте. Ей было 14. В составе бригад противовоздушной обороны она гасила зажигательные бомбы на крышах домов. Но уже тогда точно знала, что будет певицей. О том страшном времени Вишневская написала в автобиографической книге "Галина. История жизни", выплеснув на страницы всё, о чем болела душа, что навсегда сохранила память.
Актриса Юлия Рутберг не читает – проживает события, описанные Галиной Павловной.
"Попасть в поток ее самочувствия, сознания, ее отношения, растерянности и радости – это и есть прикоснуться к жизни этой великой, невероятной русской женщины", – сказала народная артистка России Юлия Рутберг.
Этот поток воспоминаний Вишневской как хроника того времени. Начало войны, отец, который жил по соседству, но забыл о ней. Дорога жизни через Ладогу. 125-граммовый кусочек хлеба. Умирающие люди в домах и на улицах. И это отчаяние маленькой девочки, которая осталась одна в большом городе. Ольга и Елена – дочери Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича – уверены: их маму тогда спасли мечты о музыке.
"Она жила в мечтах, потому что тогда было такое невероятно тяжелое время. Она выросла с бабушкой, которая погибла на ее глазах, и поэтому она была совершенно одна. Она жила мыслью о музыке, об опере", – рассказала художественный руководитель Фестиваля Галины Вишневской, дочь М. Ростроповича и Г. Вишневской Ольга Ростропович.
Музыка и песни тех лет – свидетели эпохи. Их много. Они разные. "Дороги" Новикова и звенящий марш Дунаевского. Песня гвардейской дивизии Шостаковича и баллада Мусоргского "Забытый".
"Какая бы тема ни была, всё равно всё о жизни, о любви, об энергии и желании жить, несмотря ни на что", – поделилась оперная певица Юлия Шаварина.
Она почему-то знала, что надо беречь руки. Когда таскала бревна и разгребала булыжники, надевала три пары перчаток. Снимала их вечером, когда пела песни.
"В этом мраке Галина Павловна, как настоящий большой артист, видит свет и вспоминает о фильме "Большой вальс" и представляет, что она всегда поет", – добавил солист Центра оперного пения Галины Вишневской Эрнест Сулейманов.
Фильм "Большой вальс", который вышел до войны, Галина Вишневская посмотрела раз двадцать. Эти грезы о красоте и музыке стали ее спасением. Публика аплодировала актрисе, певцам, оркестру и главной героине вечера – Галине Вишневской, которая пройдя через ужасы блокады, не только выжила, стала величайшей оперной певицей ХХ века.