У российских многодетных семей много проблем, но больше радости и любви
Нацпроектов в России, как известно, 19.
"Правительство подготовило план структурных изменений в экономике. Он подразумевает создание современных, хорошо оплачиваемых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях, на производствах с высокой добавленной стоимостью, рост потребления отечественных товаров. Прошу приступить к его реализации незамедлительно", – заявил президент.
На совещании Путин делает важный акцент: при реализация всех нацпроектов – особое внимание демографии.
"Наша долгосрочная историческая задача заключается в сбережении и приумножении нашего народа. И, несмотря на текущую обстановку, на объективные трудности, мы должны выдерживать этот ориентир. Уже говорил: все национальные проекты должны прямо или опосредованно влиять на решение проблем демографического развития, быть нацелены на создание новых возможностей для людей всех поколений, на повышение благополучия семей с детьми. Чтобы родители знали, на какую помощь и содействие со стороны государства они могут рассчитывать при рождении первого, второго, третьего ребенка. Здесь, что называется, чем больше, тем лучше", – подчеркнул российский лидер.
Новые нацпроекты запущены одновременно с созданием нового Совета при президенте по демографической политике во главе с Валентиной Матвиенко. Разработан и уже действует целый ряд мер дополнительной помощи государства по рождению и воспитанию детей, по поддержке многодетных семей. Но не меньшую роль играет и настрой на создание большой семьи, что называется, личная мотивация.
Из детской на кухню мимо трех горшков – привычный маршрут для юных гонщиков. К тому, что детей так много, мама Юля привыкала долго. Она хотела второго ребенка в компанию к старшей дочке Верочке, а получились вот – Яна, Лева и Семен.
"Беременность долгожданная, и, когда мы пришли на первое УЗИ, чтобы подтвердить эту беременность, мы, значит, обнаружили одного малыша. А через недельку я пришла на контрольное УЗИ, и там уже было два малыша. Через неделю еще спустя третий малыш. Там уже было все как в тумане, конечно", – рассказывает Юлия Кононова.
Трихориальная триамниотическая тройня – редчайший случай без применения ЭКО. С помощью врачей петербургского педиатрического университета Юлия смогла доносить и родить без осложнений.
"Достают одного, второго третьего. И ты думаешь: Господи, заканчивайтесь, пожалуйста", – вспоминает Юлия.
Отец большого семейства Виктор работает в металлургической сфере и часто ездит в командировки.
Юле предлагали бесплатную социальную няню, но вызвались прийти на помощь мама с сестрой – с тремя колясками одной уж точно не справиться.
"Для меня важно, чтобы был еще кто-то рядом, какой-то родной человек. После того когда нас, например, не станет. И вот у меня сестра, вот у меня брат. Сначала сестра нянчила меня, теперь нянчит моих детей. Конечно, мне захотелось, чтобы у Веры был тоже кто-то. Ну, кто будет о ней заботиться, о ком она будет потом заботиться, чтобы они общались. А то ну что она одна? Скучно же, понимаете?" – делится многодетная мама.
Семье из Владивостока тоже скучно не бывает. Ирина и Артур, оба кандидаты химических наук, а также Андрей 16 лет, Артем 10 лет, Тимур 9 лет, Амир 1 год и 10 и полугодовалая Мирочка.
Дети не помешали им защитить диссертации в сфере физической химии. Она занимается гетерогенным катализом, он – композитными покрытиями. Сейчас Ирина, будучи в декрете, свое увлечение минералами трансформировала в бизнес – создает браслеты из камней.
"Вот я хочу путешествовать, а дети мне будут мешать. Или хочу развиваться – дети мне будут мешать. Я всегда людям в таком случае отвечаю, что дети – это наш двигатель вперед, это наша мотивация: ты не можешь упасть в грязь лицом перед своими детьми Ты должен им подать тот пример, благодаря которому они смогут и свою жизнь прожить достойно. Поэтому это огромный толчок для движения и для роста вперед", – говорит Ирина Ваганова-Вилькинс.
Синий костюм, красный плащ и подпись "Мой папа – супергерой". Что, в общем, правда, только форма другая.
Священник Антоний Афанасьев, закончив духовную академию, сначала попал по распределению в чукотский поселок Провидения на берегу Тихого океана, потом – во Псков. Супруга Вероника – тоже выпускница духовной академии, по отделению иконописи. Детей четверо, съемная квартира-двушка.
"Так, чтобы полное измождение было, и сказать: "Все, больше я не тяну", такого нет. Господь непосильную ношу не дает. Как он дал тебе очередное чадо, он и сил тебе добавил, что ли. Если таким образом ставить вопрос, что у меня недостаточно квадратных метров и не буду расширять семью, можно оказаться просто в такой ловушке времени, когда ты проблему эту решишь, а деток уже будет не приобрести", – объясняет священник Антоний Афанасьев.
Сейчас отец Антоний – клирик Свято-Троицкого кафедрального собора, главного храма Псковского кремля.
"В силу священнического служения встречаешься с людьми, которые уже имеют жизненный опыт, мудрость житейскую. Я ни разу не слышал, чтобы люди, у которых было много деток, чтобы они как-то пожалели об этом. <…> А, напротив, люди, которые также уже в возраст мудрости вступили и где-то бывают у них даже какие-то сожаления: а вот был бы сейчас с сегодняшним умом, с сегодняшним воззрением на жизнь, конечно, бы поступил по-другому и еще бы постарался приобрести детей в свою семью", – говорит священник.
Вокруг Галины всегда дети – она сама выросла в многодетной семье, потом работала в школе, теперь преподает английский онлайн.
У них с мужем своих пятеро: дочка и четверо сыновей. Старшему, его зовут Прокопий, уже 17, учится в медицинском колледже в Якутске, мечтает стать нейрохирургом и помогает воспитывать младших.
"У нас было двое, теперь мы миру подарили пятерых человек. И за ними уже, если они станут многодетными, допустим, пять детей у каждого, по жене, по мужу, это уже десять человек. И если в среднем у каждого будет от трех до пяти детей, а может, и больше, это уже получается демографический наш вклад в нашу страну будет", – отмечает Галина Сидорова.
Всегда вместе, и дома, и на работе. Екатерина Фисенко – корреспондент, Алексей Сасырин – оператор Северо-Западного бюро ВГТРК.
Открывается фестиваль в Мариинском театре. На нем работали Екатерина Фисенко, Алексей Сасырин.
Когда детей не с кем оставить, на съемки приходится выезжать всей семьей.
"Дети были маленькие, мы не могли с ними оставить Ваню, и поэтому нам пришлось впятером идти в Мариинский театр писать интервью. И Мариинский театр любезно предоставил нам свое красивое фойе под нашу вот эту вот компанию. Я очень боялась, что дети помешают ариям. Слава богу все обошлось, сидели тихонечко, двое старших развлекали младшего, пока мы работали", – рассказывает Екатерина Фисенко.
Маруся и Тимофей – двойняшки, им 12. Ване 6. Трое детей, как во всех русских сказках. Каноническое число.
"У нас не было идеи "поднимать демографию". Ну то есть это не политические никакие решения. Просто нам захотелось третьего ребенка. А он такой маленький и так как-то легко влился в этот уже взрослый коллектив шестилеток. И очень настырно: "Ребята, я с вами, все, мы семья", – говорит Екатерина.
"Было два человека, которые были очень любимыми. Появился еще третий, и как-то ты сам не ожидал, что это настолько приятно, настолько счастлив видеть. <…> Как сказать, вот если какую-то вещь ты делаешь, ты покрасил, а потом еще лаком сверху. Вот получилось что наша семья такая стала, прямо отполированная", – объясняет Алексей Сасырин.
Свою квартиру в старинной петербургской Коломне под самой крышей они не променяли бы ни на какую новостройку. Вот потому и думают, как ее перекроить, чтоб отделить еще одну комнату. У родителей малышей Кононовых тоже сложность – вшестером поместиться в легковушке. Зарплата отца на 3 тысячи превышает ту, что позволяет претендовать на ежемесячное пособие, ее хватает на еду и четыре комплекта одежды, но не на более вместительный автомобиль.
Пока лишь мечтают обеспечить своей землей подрастающих детей Сидоровы из Якутии. Как и псковский священник Антоний, снимают жилье владивостокские химики Вагановы-Вилькинсы – ждут, пока достроится квартира, купленная с привлечением материнского капитала. Меры государственной поддержки важны и очень востребованы. Льготы, преференции, прямая финансовая помощь, поскольку у многодетных и проблем много. Но радости – больше.
"И вот это вот все, что ребенок приходит, как бы мирской такой грубый образ, с буханкой хлеба… Не то что он приходит с буханкой хлеба, но почему-то всегда хватает. На двоих детей хватало, на троих хватает. Жизнь как-то меняется, что-то происходит. Это не страшно – трое детей, это совсем не страшно. Многодетность – это еще не страшно. Я бы, честно говоря, родила бы еще одного", – признается Екатерина Фисенко.
"Некоторые люди на воспитание, выгул, содержание своей какой-то экзотической собачки тратят больше сил и средств, чем человек, воспитывающий детей. Прямой зависимости нет – финансовые вопросы, жилищные. Вот если родители понимают, что они хотят жить дружной большой семьей, то все эти вещи не занимают первостепенного значения", – говорит отец Антоний из Пскова.
"Самая обыкновенная семья – это когда много детей. Я так вот воспитывался, и у меня такие понимания есть. Потом я прекрасно понимаю, что дети – это частичка тебя, что это самое большое счастье. Ты понимаешь это только с высоты прожитых лет", – делится Артур Ваганов-Вилькинс из Владвостока.
"Я не то чтобы веду какой-то блог, просто выкладываю разные видосики, и люди говорят: "Господи, помашите своим удостоверением многодетности в мою сторону. Я тоже хочу", – рассказывает Юлия Кононова.
В России сейчас 2 миллиона 900 тысяч многодетных семей, и вот только пять из них. 10 родителей и, если поделить на всех, 21 ребенок. Эти пары, уже обеспечившие себе не простое воспроизводство, а прирост, знают в чем секрет многодетного счастья.
"Честно говоря, правда, когда рожаешь ребенка, ты не думаешь о чем-то глобальном, о демографии, ты думаешь, что тебе хочется еще немножко любви", – говорит о сокровенном Екатерина Фисенко.