В новой стратегии нацбезопасности США Россия не названа враждебным государством
Документ жесткий. Главный девиз – "Америка прежде всего".
Детально о новой Стратегией нацбезопасности США рассказывает телеканал "Россия 24" в программе "Америка с Валентином Богдановым". Россия впервые в таком документе не названа враждебным государством. Зато Европе досталось.
Беспощаднее всего эта новая доктрина Трампа к ближайшим союзникам Соединенным Штатов европейцам. Или уже не совсем союзникам? "Гибкий реализм" – так это официально называется.
"У Европы большие проблемы, и она с ними не справляется. Там есть умные лидеры, но есть и очень глупые, действительно глупые. Они только говорят, но ничего не делают. А война все продолжается и продолжается. Если Европа продолжит идти тем же путем, некоторые из стран окажутся нежизнеспособными", – заявил президент США Дональд Трамп в интервью изданию Politico.
Изложенные в Стратегии претензии к Европе примерно те же, что были перечислены вице-президентом Вэнсом еще в феврале во время его шокировавшей Старый свет MAGA-речи на Мюнхенской конференции.
В тезисном варианте это звучит так: "Экономический спад континентальной Европы затмевается более мрачной перспективой ее полного уничтожения как цивилизации. Проблемы, которые стоят перед Европой, это действия ЕС, подрывающие политическую свободу и суверенитет, миграционная политика, которая трансформирует континент и порождает конфликты, цензура и подавление политической оппозиции, резкое падение рождаемости, а также потеря национальной идентичности и уверенности в себе".
Вывод неутешительный: в запасе от силы 20 лет, дальше изменения станут необратимыми. И Европу придется не спасать от ее нынешних политиков – от нее самой придется спасаться.
"Я не помню, чтобы когда-либо президент США так резко высказывался о европейских лидерах. Вспомните Джорджа Буша и французского президента Жака Ширака. Они категорически не соглашались по поводу войны в Ираке, но это не сравнится с тем, что происходит сейчас", – комментирует высказывание Трампа одна из журналисток.
Никакого противоречия нет. И Жак Ширак, и Гельмут Коль, и Маргарет Тэтчер потому и были политиками неуступчивыми, что были политиками национальными. Нынешние Стармеры и Макроны, Мерцы и Каллас – птенцы одного глобального инкубатора, где скороспелых политических бройлеров несколько десятилетий выращивают по одной и той же технологии. Американской, чего уж лицемерить. Сами, как говорится, породили.
"Он действительно дал нам пощечину, причем с обеих сторон. <…> Конечно, во многих вещах он прав в своей критике Европы, например, когда речь заходит о войне", – отмечает ведущий экономический редактор Welt-Gruppe Хольгер Цшэпитц.
"Конечно, он прав. Я не психиатр, но мне кажется, что то, что мы сейчас наблюдаем в трансатлантических отношениях, похоже на ситуацию, когда злой отчим говорит своим приемным детям: "Вы ведете себя не так, как я бы хотел. Вы слишком много пьете или курите, и если так будет продолжаться, то вы будете лишены наследства". А приемные дети отвечают: "Мы не позволим тебе нам указывать, как себя вести", – образно высказывается председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер.
Лишение наследства в случае Германии – это план Маршалла наоборот. Новая холодная война (так это называет издание Axios), которая теперь ведется не просто на территории Европы, а против самой Европы.
Белый дом уже официально закрепил курс на поддержку евроскептических движений внутри Европы, что в Брюсселе воспринимают как прямое вмешательство во внутреннюю политику. Европейские лидеры реагируют резко: от предупреждений о "политической войне" до заявлений, что Трамп пытается расколоть континент и навязать Европе "подчиненную роль".
Зато воодушевленный стратегическим поворотом Трампа MAGA-актив нащупывает новый фронтир. Член Палаты представителей от штата Кентукки республиканец Томас Мэсси представил законопроект о выходе США из НАТО. Альянс – это "пережиток холодной войны". Так и написано.
"Соединенные Штаты должны выйти из НАТО и использовать эти деньги на защиту нашей страны, а не социалистических стран. Сегодня я представил законопроект HR 6508 о прекращении нашего членства в НАТО", – сообщил Мэсси.
Конечно, шансов у радикального законопроекта – ноль целых ноль десятых. Да и не для того, чтобы оттолкнуть от себя, Трамп решил Европу припугнуть. Не надо иллюзий.
"Это очень хитрая, кажется, история. Все предлагаемые рецепты так или иначе говорят о том, что Америка не только должна остаться в Европе, но и усилить свое влияние. Потому что они поговорят, что "вы ничего не можете без нас делать, ладно, садитесь, сейчас мы вам расскажем и покажем, как нужно", – отмечает директор Института международных исследований МГИМО Максим Сучков.
Полигон для демонстрации уже выбран. Это американский "задний двор" – Карибское море. Спецназ береговой охраны США при поддержке Пентагона высаживается на борт танкера, который, считают в Вашингтоне, участвовал в нелегальной перевозке нефти из Венесуэлы и Ирана. Предположительно, речь идет о судне под названием Skipper.
– Что произойдет с нефтью на этом танкере? – задает вопрос журналист.
– Ну, мы оставим ее себе, полагаю, – отвечает президент США.
Поправка Трампа к Доктрине Монро. Так это отныне официально называется все в той же Стратегии нацбезопасности. Именно Западное полушарие в ней поставлено на первое место среди приоритетов американской внешней политики
"После многих лет игнорирования проблемы Соединенные Штаты восстановят свое военное превосходство в Западном полушарии. Доктрина Монро действует, и с поправками Трампа она становится сильнее, чем когда-либо", – подчеркивает глава пентагона Пит Хегсет.
У Трампа признают, что США серьезно отстали в ряде самых современных военных технологий, будь то гиперзвук или недорогие беспилотные системы.
"Мы хотим обладать самой мощной промышленной базой в мире. Национальная мощь Америки зависит от сильного промышленного сектора, способного удовлетворить как мирные, так и военные производственные потребности. Развитие американской промышленной мощи должно стать высшим приоритетом национальной экономической политики", – отмечается в Стратегии национальной безопасности США.
Как бы то ни было, а на голодной пайке ни американский военно-промышленный комплекс, ни его лоббисты не останутся. Гарантия – почти триллионный бюджет Пентагона.
Несмотря на разговоры о том, что общество расколото, большинство американцев уверены, что фундаментальная роль правительства – защищать их. И поэтому они хотят иметь сильную армию и Стратегию национальной безопасности.