Выставка к 100-летию со дня рождения Эрнста Неизвестного – в Новой Третьяковке
Выставку, посвященную 100-летию со дня рождения Эрнста Неизвестного, представляет Новая Третьяковка. Проект раскрывает эволюцию художественного языка скульптора-бунтаря, для которого главной всегда была свобода творчества. "Эпоху Неизвестного" изучила Лидия Алёшина.
"Моя война началась в раннем детстве и она не остановилась. У меня все время чувство, что я нахожусь на передовой.", – признавался скульптор Эрнст Неизвестный. Участник Великой отечественной, награжденный орденом Красной Звезды и медалью "За отвагу". Отголоски войны в работах 50 – 60 годов. Сделанное из гранита "Надгробие летчику". Из серии "Война – это": Солдат, пронзаемый штыком", "Шаг" – гиперболизированный в своей пластике женский торс.
"Очень созвучно тому настроению трагедии, ужаса, боли, преодоление каких-то непреодолимых препятствий, которое было очень характерно для военной темы в искусстве Неизвестного", – отметила куратор выставки Елена Грибоносова-Гребнева.
XX век глазами художника: первый полет человека в космос и космонавт, отлитый из бронзы – собирательный образ, сознательный отказ скульптора от портретного сходства. Устремленность ввысь, в небо – на волне оттепельного романтического настроения. "Женский торс". Для Эрнста Неизвестного это была его Галатея. Перевозил из мастерской в мастерскую и всегда ставил на видное место. Название этой работы: "Голова Федора Михайловича Достоевского" – образ мыслителя: отрешенного и ищущего ответы. "Ядерный взрыв" – произведение экспонировалось на выставке "30 лет МОСХа", которую посетил Хрущев и жестко раскритиковал работы Эрнста Неизвестного.
"Воспроизведена выставка, во-первых, воспроизведен разговор по стенограмме, это действительно те слова, которые в тот день произнесены. Мы наполнили пространство работами, которые были представлены тогда на этой выставке, чтобы дать контекст эпохи, чтобы было понятно с какими вещами рядом оказался Неизвестный и почему его произведения так шокировали", – рассказала
После спора с Хрущевым, Эрнст Неизвестны в тот же вечер начал работу над созданием памятника Орфею – певцу из древнегреческих мифов, не побоявшемуся спуститься в царство Аида и обреченному на одиночество. Орфей – один из любимых героев Эрнста Неизвестного, образ, к которому он возвращался на протяжении всей своей жизни, начинал с 30-сантиметровых моделей, а потом это были уже были двухметровые скульптуры. Тема человеческого страдания и отчаяния. Образ музыканта, играющего на струнах своей души, воплощен и в бронзовой статуэтке премии ТЭФИ. Героям античной мифологии посвящен цикл Гигантомахия. Завершает экспозицию работа, которую скульптор он называл главной в своем творчестве – Древо жизни: семь витков ленты Мёбиуса – история человечества и вечность.