Выставку "Алиса, проснись!" представили в Музее имени Даля
"Алиса, проснись!". Выставку к 160-летию первого издания "Приключений Алисы в Стране чудес" представляет Музей истории российской литературы имени Даля. Проект рассказывает о судьбе знаменитой сказки Льюиса Кэрролла в России. Анастасия Сапегина продолжит.
Все началось не в сказке, а во время лодочной прогулки. С обычной девочки Алисы Лидделл. Именно ее образ вдохновил Льюиса Кэрролла. Он запечатлел девочку не только в тексте, но и на фотографии. Увидел Алису через объектив и Владимир Клавихо-Телепнёв. Он создал фотографии в технике эгломизе. Это монохромная печать на стекле с последующей обработкой снимка сусальным золотом.
"Посетитель пытается найти баланс между художественным вымыслом и между действительностью. Экспозиция погружает нас в мир исторического прошлого, в мир викторианской Англии", – отметил куратор выставки Тимур Хайрулин.
Сказка же начинается с погружения в медленный сон. Но вместе с белым кроликом посетители проваливаются в его нору – в фазу быстрого сновидения. Выставка построена на этом ритме – то замедляется, то ускоряется. В нЕм же происходят изменения с Алисой и пространством вокруг. Например, в иллюстрациях Юлии Гуковой плоскости плавно изгибаются, а линии убегают в бесконечные лабиринты.
Тимур Хайрулин: "В этой сказке, как и в каждой сказке, есть волшебные предметы, которые позволяют героине трансформироваться. В выставке есть интерактив, замечательная скульптура Николая Ватагина, пузыречек "Выпей меня", который, как мы помним, помог Алисе увеличиться в размере, а потом уменьшиться".
Но в Стране чудес нельзя надолго задерживаться на одном месте. Впереди – безумное чаепитие. За столом – опаздывающий Кролик, сумасшедший Шляпник и Соня. Их праздник – это ловушка, в которой потеряно время. Эту идею подхватил Павел Пепперштейн. Художник вплел в сказочные сюжеты геометрию супрематизма. Создал визуальные аналоги логических парадоксов Кэрролла. А дополнили его работы застывшие часы.
Тимур Хайрулин: "Это не просто статичный объект, с ним можно взаимодействовать. Если наш посетитель попробует что-нибудь сделать, переставить стрелки, то у него ничего не получится, потому что как бы человек ни передвигал эти стрелки, они все равно выстроятся снова в шесть часов".
Путь завершается сценой суда. "Отрубить ей голову!" – кричат карты, но Алиса просыпается уже повзрослевшей. В сказочном мире она столкнулась с проблемами мира взрослого. Их показал в иллюстрациях Геннадий Калиновский. Его карты – это викторианцы, правящие абсурдной реальностью.
"Человек, который входит сюда, открывает себе то, о чем он забывает, но это в нем есть всегда. Алиса живет в каждом из нас. Не та Алиса, который электронный помощник, а та Алиса, которая может увезти нас в зазеркалье", – сказал директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Бак.
Сон закончился. Последняя карта легла на стол. Но остался тот самый вопрос Алисы: "А кто же я такая на самом деле?"