О художественной династии Бенуа рассказывает выставка в петербургском Манеже
Выставка о выдающейся творческой семье Бенуа проходит в Санкт-Петербурге. Через судьбы и наследие представителей этой художественной династии в залах Манежа развернута своеобразная энциклопедия русского искусства. Знакомство с ней Катерина Картузова начала с азбуки Бенуа.
Первый персонаж знаменитой азбуки Бенуа Арап вводит читателя в фантазийный мир, где буквы буквально оживают на красочных страницах вместе с версальскими аллеями и театральными подмостками. Александр Николаевич придумал букварь для своего сына, но книга стала художественным манифестом всей семьи. Ведь в образах зашифрованы воспоминания художника о своем детстве, увлечениях и домашних традициях.
"Здесь мы находимся в буковках. "Д" – дача, дед и "Ж" – жуки. Дача реально существовала у семьи Бенуа, находилась она в Петергофе. Еще они любили играть в жмурки. Здесь тоже петергофские виды и резвящиеся дети на лужайке", – рассказала куратор выставки Елизавета Павлычева.
Александр Бенуа коллекционировал русские народные игрушки. Все это оригиналы из собрания русского музея и государственного эрмитажа. Интересно, что эти образы он переносил на страницы своей азбуки. Вот, например, буква "и" и посвящена игрушкам. Каждая страница – словно пространство сцены с занавесом, где происходит захватывающее действие. И даже буква "О" – точно декорация к "Лебединому озеру" Чайковского. Но это не единственная аллюзия.
"Мы с удивлением обнаружили, что знаменитая работа Бёклина, которая хранится и экспонируется в Эрмитаже "Остров мертвых" стала вдохновением для создания в Азбуке буквы "О"! И таких перекличек, таких пересечений, таких маленьких открытий о большой семье нас ждало очень много, и я надеюсь, что нашего зрителя вдохновит на открытия", – поделилась директор Центрального выставочного зала "Манеж" Анна Ялова.
На выставке в "Манеже" страницы азбуки занимают весь первый этаж. Через буквы посетителей знакомят с другими представителями династии. Все они внесли большой вклад в развитие страны. Николай Леонтьевич был главным архитектором Петергофа. Его дети – Леонтий – автор проекта "Корпуса Бенуа" Русского музея, Альберт – один из основателей "Общества русских акварелистов". А также потомки рода Бенуа: Евгений Лансере участвовал в оформлении залов Казанского вокзала в Москве, Зинаида Серебрякова стала одной из самых ярких художниц первой половины XX века.
Второй этаж выставки подобен закулисью. Шесть сотен экспонатов из разных музеев и частных коллекций. Их объединение дает возможность посетителю увидеть, например, все эскизы к балету "Павильон Армиды". При создании декораций Бенуа обращался к любимой эпохе Людовика XIV с ее парадной торжественностью. Стеклянный лабиринт посвящен театральному наследию Бенуа. Здесь эскизы декораций и костюмов к разным спектаклям. Прогуливаясь вдоль, посетитель оказывается между двумя видеопроекциями, с одной стороны Петропавловская крепость, Усыпальница, построенная по проекту Леонтия Бенуа, с другой стороны Государственный Эрмитаж, картинной галереей которого сам Александр Бенуа руководил после революции.
Елизавета Павлычева: "Александр Николаевич путешествует по усадьбам. Было время национализации, поэтому он отбирал лучшие работы в коллекцию Эрмитажа и в коллекции других музеев, вообще спасал произведения искусства от разграбления".
"От Караваджо до Доре" – это шедевры, которые Александр Бенуа выкупал у коллекционеров в течение долгих лет. У него были вкус и чутье, которые ни разу в жизни его не подводили, к чему бы он ни прикасался.