"История одной фотографии" – премьера в Театре Наций
Театр Наций выпускает премьеру – постановку Елизаветы Бондарь "История одной фотографии". В камерном пространстве разворачивается действие на стыке драматического и кукольного театров. Псевдодокументальный спектакль посмотрел Евгений Краков.
Зал в полумраке, герои стоят вдалеке друг от друга, а в пространстве между ними куклы разыгрывают историю о том, как фотограф всю жизнь пытался запечатлеть своего кумира – Максима Горького. В таком антураже разворачивается постановка "История одной фотографии". Здесь драматический театр сплетается с кукольным. На сцене – две параллельные сюжетные линии.
"Сначала мы хотели сделать мокьюментари, и начали придумывать такую линейную историю про фотографа, но в какой-то момент мы почувствовали, что этого недостаточно, и хочется придумать еще какую-то параллельную линию", – рассказала режиссер Елизавета Бондарь.
Главные герои пережили любовь и тяжёлое расставание, но вновь встречаются, чтобы сочинить театральную постановку о Горьком. Между ними царит отчуждение, их разделяют границы. Они порой общаются только через мессенджеры, иногда ругаются в пух и прах, но потом все же продолжают работу. В процессе сочинения пьесы размышляют о своей жизни, судьбах героев, смыслах творчества Горького, и пытаются ответить на вопрос: почему же он вернулся из эмиграции. Ответа ни герои, ни создатели постановки так и не нашли.
"Мы можем гадать, сочинять, предполагать, интерпретации какие-то. У нас есть набор интерпретаций, фактов, но как было на самом деле – никто не знает", – поделилась актриса София Сливина.
Кукольных персонажа здесь три – Максим Горький, фотограф Андрей Левицкий, и его верный спутник – муравей, который выступает здесь ангелом-хранителем. Он приободряет фотографа, помогает в работе, и даже делает его портрет в образе Горького.
"Куклы делала замечательный мастер по моим эскизам, Татьяна Мельникова – вот эти куклы которые планшетные,: Муравей, Горький, и собственно фотограф", – сказала художник-постановщик Мария Кривцова.
Левицкий ловит Горького везде. Сначала тот сам приходит к нему в фотоателье, но оказывается, что это самозванец. Потом Левицкий ищет его на площади. Им не дают встретиться уличные погромы революции, из которых один выйдет калекой, а другой – политзаключенным. Годы спустя, разочаровавшийся в большевиках, классик с криком отвергает Левицкого с его портретами рабочих. В последний раз они встречаются во время плавания на Соловки. Фотограф все же исполняет свою мечту – делает заветный снимок писателя.
"Человек, который попадает в какой-то страшный параграф истории, и как он в нем пытается существовать, пытается находить ответы на неразрешимые вопросы, пытается как-то осуществить мечту, пытается любить", – прокомментировал актер Сергей Волков.
Обе сюжетные линии вымышленные, но основаны на реальных событиях. Исторические потрясения, эмиграция, поиск себя в постоянно меняющемся мире – эти темы отзывались в сердцах сто лет назад – и актуальны сегодня.