17 декабря 2025, 13:59 17 декабря 2025, 14:59 17 декабря 2025, 15:59 17 декабря 2025, 16:59 17 декабря 2025, 17:59 17 декабря 2025, 18:59 17 декабря 2025, 19:59 17 декабря 2025, 20:59 17 декабря 2025, 21:59 17 декабря 2025, 22:59 17 декабря 2025, 23:59

Выставка "Волга. Москва. Нева. Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920-1940-х" на ВДНХ

Масштабный проект разместится в павильоне "Рабочий и колхозница".

Экспозиция станет продолжением цикла международных и национальных проектов на базе городских музеев, анонсированного Мэром Москвы Сергеем Собяниным.

Выставка подготовлена кураторским тандемом историков советского искусства – старшим научным сотрудником Музея Москвы Ксенией Гусевой и кандидатом искусствоведения, независимым исследователем Надеждой Плунгян.

​​"Выставка познакомит москвичей и гостей столицы с саратовской школой живописи – ярким и самобытным явлением русского искусства. Посетителям представят более 200 скульптурных, графических и живописных произведений, большая часть которых впервые будет показана широкой публике. Работы для уникальной экспозиции собирали по всей стране: в ее формировании приняли участие 14 российских музеев", – отметил Министр Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента культуры Алексей Фурсин.

Экспозиция посвящена созвездию волжских художников первой половины XX века – выходцев из Саратова, ярко повлиявших на искусство Москвы и Ленинграда. О саратовской школе живописи говорят в первую очередь в контексте искусства рубежа XIX-XX веков, круга Виктора Борисова-Мусатова и объединения "Голубая роза", которое, казалось, иссякло после революции. Тем не менее на протяжении следующих, уже советских десятилетий голуборозовцы не только не выпадали из общего художественного процесса, но и активно участвовали в нем, чутко реагируя на исторические перемены.

Проект выстроен хронологически: посетитель пройдет путь саратовских художников – от знаменитых объединений "Голубая роза" и "Алая роза" к радикальным новациям эпохи авангарда, проектам советской фрески и поискам новой картины 1930 – 1950-х. Таким образом посетитель получит представление об истории раннего советского искусства, но сквозь особую, узнаваемую оптику саратовской школы.

"Для нас эта выставка – продолжение большого исследования советского художественного и культурного наследия. Кураторский тандем Ксении Гусевой и Надежды Плунгян в этот раз взялся за саратовскую школу – явление не совсем московское, но оказавшее значительное влияние на художественную жизнь Москвы и Ленинграда первой половины XX века. Многие художники, представленные в экспозиции, уже становились героями других наших выставочных проектов – "ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда", "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1940-х". Они были представлены в контексте их деятельности в столице, но уже тогда был заметен их иной, отличный метод работы. Кураторы решили развернуть этот клубок и исследование привело их к Саратову. Теперь на выставке "Волга. Москва. Нева" зритель сможет пройти этот путь вслед за художниками и обнаружить, какое место заняла саратовская школа в контексте всего наследия советского искусства", – рассказала генеральный директор Музейного объединения "Музей Москвы" Анна Трапкова.

Зритель впервые познакомится с созерцательными, лиричными картинами учеников Петра Уткина, воспевших волжские пейзажи, увидит авангардные эксперименты начала 1920-х, которые кипели в саратовских Свободных мастерских (СВОМАС) под руководством Валентина Юстицкого. Отдельные залы будут посвящены новаторскому объединению "Четыре искусства", а также его участнику, саратовцу Алексею Карёву – с 1920-х он преподавал в Академии художеств и оказал влияние на ленинградских пейзажистов 1930 – 1950-х годов, чьи работы будут представлены по соседству.

Наконец, сквозь всю экспозицию пройдут работы основателей объединения "Голубая роза" – Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна, Петра Уткина, Александра Матвеева. Все они стояли у истоков русского символизма, а после революции каждый из этих мастеров разработал свою авторскую педагогическую систему: по-прежнему тесно общаясь, они значительно расширили географию своего влияния.

"Переосмысляя советское искусство, я считаю важным увидеть все многообразие взаимных влияний локальных школ, немного развенчать общую привязанность к столицам. Наша выставка говорит о трех равных и крупных художественных центрах – Саратов, Москва и Ленинград, где главные открытия принадлежали именно саратовцам", – поделилась куратор выставки Надежда Плунгян.

Главный образ выставки – разговор трех рек, и маршрут экспозиции можно сравнить с речной прогулкой. Вслед за художниками зритель отправится в путешествие по Волге, Москве-реке и Неве, открывая для себя незнакомые грани истории советской живописи.

"Узнаваемая черта участников и последователей "Голубой розы" – их любовь к цвету неба и воды. На нашей выставке зритель также погрузится в лазурные, небесные, васильковые и кобальтовые тона – но без привычной опоры на мистику. Здесь это цвета трех рек: Волги, Невы и Москвы‑реки.

Оттенки лазури остаются любимыми вне зависимости от географии художника: переезжая из города в город, саратовцы продолжали обращаться к сине‑голубой палитре. Но каждый раз она преображалась – так же, как меняется вода, окружающая эти города", – подчеркнула куратор выставки Ксения Гусева.

Экспозиция представит более двухсот живописных, скульптурных и графических работ, собранных по всей стране. Основу составят произведения Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева, предоставившего работы как известных художников – Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина, Павла Кузнецова, – так и менее известных, но не менее значимых для истории саратовской школы – Михаила Аринина, Валентина Юстицкого, Евгения Егорова, Владимира Кашкина, Елены Бебутовой и других.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация