Проект "Мангазейский морской ход" продолжится путешествием на поморском коче
Проект "Мангазейский морской ход", при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, продолжается! В Архангельске заложили поморский коч – на котором планируют пройти по Северному морскому пути в Тихий океан. Подробности – у Ксении Луженковой.
От Северной Двины, по Студеному морю вереницей шли деревянные кочи через Мангазею. Это первый русский заполярный город в Сибири. В XVII веке поморы приплывали сюда за пушниной. Судна перестраивали в дома. Город во льдах просуществовал всего 70 лет. Но в мерзлоте сохранились части кочей.
"Доска обшивки, которая составляла скорлупу этого судна, сшивалась в клинкер между собой. То есть внахлест, и не приколачивалась, а именно сшивалась вот такой вот вицей, то есть это какой-то стволик или корень или веточка, соответствующая по диаметру этим отверстиям", – рассказал зам.директора по проектам НПО "Северная археология-1", участник Мангазейской археологической экспедиции Сергей Кухтерин
В XVII веке на Север прорывались англичане и голландцы. Но не проходили дальше Карского моря. Именно на поморских кочах удалось покорить Арктику. Такие не производят с начала XVIII столетия. Петр Великий запретил отечественные технологии судостроения в пользу европейских. И метод "шитья" был утерян.
"Иногда в Санкт-Петербург приходили суда народной постройки. Иногда они были некачественно построены. Иногда были случаи, когда просто погибало судно. Тонуло. Если это происходило в канале каком-нибудь, навигация останавливалась", – отметил научный сотрудник Центра арктических исследований Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) РАН Павел Филин.
Товарищество поморского судостроения возрождает допетровские технологии прямо во дворе Арктического университета. Считалось, что каждый помор мог своими руками построить судно. Самый ценный материал – бурелом. Деревья, поваленные ветром, успели высохнуть, поэтому более прочные. Группа компаний "Мангазея" финансирует создание полноценного судна. Это целый исторический эксперимент.
"Это коморы, закрытое помещение для экипажа. Можно зайти будет в комору и пройти туда, в трюм. Прямой парус, румпельный руль с длинным румпелем, кокорная закладка, сейчас уже готовы штевень, киль, ахтер-штевен кокорный начали делать набом первые, также будет шит вицей, как вот на модели здесь показано", – пояснил автор проекта, руководитель Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба.
Строительство хотят завершить к концу зимы. Впереди у коча 12 тысяч километров – на веслах, бечевой и волоком. Команда из 10 гребцов пройдет путь от Архангельска до Владивостока.