Выставка о спектакле "Пер Гюнт" открылась в Музее МХАТ
Новая выставка в музее-квартире Немировича-Данченко посвящена одной из самых спорных и самых красивых постановок Московского Художественного театра. Спектакль "Пер Гюнт" 1912 года произвел фурор, хотя критики посчитали, что сценическое искусство уступило оформлению – а оформлять пригласили Николая Рериха. Подробности у Анастасии Сапегиной.
Сказка – это узор. Его можно сплести из слов или буквально из пряжи – петля за петлей. Именно так и рождается спектакль "Эдвард Григ. Две встречи" в жанре уютной "вязаной сказки".
"Была такая традиция на Руси, когда все собирались, девушки вязали, рукодельничали, и кто-нибудь обязательно рассказывал какую-нибудь интересную историю. Мы воспроизводим эту уютную атмосферу", – рассказала актриса, писательница Екатерина Неволина.
В основе камерной беседы – две судьбоносные нити. Одна – миф о юном Эдварде Григе и гноме, который подарил ему ключ к норвежской музыке. Другая – литературная классика Паустовского "Корзина с еловыми шишками".
"Когда я прочитал в школе, в седьмом классе, "Корзину с еловыми шишками" Паустовского, я захотел заниматься искусством. Это была моя точка отсчета, осознанная. И когда я уже в музыкальной школе услышал "Пер Гюнт" Эдварда Грига, у меня всё сошлось", – поделился режиссер, директор Музея МХАТ Павел Ващилин.
Премьера "Пер Гюнта" состоялась в октябре 1912 года. Художником пригласили Николая Рериха – это его единственный опыт работы со МХАТом. Созданные им масштабные декорации погрузили зрителей в атмосферу Скандинавских гор.
"Когда открывался занавес, первое, что делали зрители, они начинали рукоплескать именно декорациям, поэтому в данном случае Рерих переиграл артистов, ну и, наверное, немножко переиграл режиссера", – сказала куратор выставки Марфа Бубнова.
А рядом рабочий архив постановки. Эскизы костюмов – традиционный бюнад для Сольвейг. И его полная противоположность – мрачный, серый наряд Пуговичника. Рерих не просто придумывал одежду, с ее помощью прорабатывал характеры героев. Здесь же и фотографии: Лидия Коренева в роли Сольвейг и Леонид Леонидов – вечный странник Пер Гюнт.
"Глядя на эти фотографии, можно совершенно не согласиться с критиками того времени, которые писали, что Рерих превзошел, потому что, безусловно, они вжились в роли", – добавила Марфа Бубнова.
Эта выставка – микс из личной истории Грига, театрального триумфа Рериха и вечных вопросов Ибсена. И возможность ненадолго вернуться в прошлое, чтобы погрузиться в атмосферу исторического спектакля.