Святки 2026: от Рождественских колядок до Крещенских традиций
В 2026 году Святки, согласно наиболее распространенной в церковной традиции точке зрения, продлятся с 7 по 17 января включительно. Стоит отметить, что в разных источниках можно встретить несколько вариантов дат (например, с 8 по 19 января или с 7 по 19 января), что связано с различными подходами к включению в этот период самих праздничных дней и строгого поста в Крещенский сочельник. Однако период с 7 по 17 января считается каноническим, так как это сплошные одиннадцать дней, когда отменяется пост в среду и пятницу.
Рождение солнца и страшные вечера: двойственная природа Святок
Святки имеют глубоко двойственную, «пограничную» природу, что отразилось в их традиционном делении на две части. Первая неделя, от Рождества до Нового года (по старому стилю), называлась «святыми вечерами» и была посвящена светлым, «правильным» обрядам — прославлению Христа, хождению в гости, благотворительности. Вторая неделя, от Нового года до Крещения, именовалась «страшными вечерами».
Согласно народным верованиям, именно в это время грань между миром живых и потусторонним силам истончалась особенно сильно. Считалось, что души предков и всякая нечисть свободно разгуливают по земле. Эта «темная» сторона Святок объяснялась древним мифологическим восприятием этого периода как времени зимнего солнцеворота, «смерти» старого солнца и рождения нового, когда космический порядок ненадолго нарушался. Именно на «страшные вечера» приходился пик таинственных гаданий и обрядов, с помощью которых люди пытались заглянуть в будущее или повлиять на него.
Праздник молодежи: время гуляний и знакомств
Испокон веков Святки считались преимущественно молодежным праздником. После долгого осенне-зимнего периода домашних посиделок это была долгожданная пора шумных собраний, вечёрок, игр и, конечно, знакомств. Молодые люди и девушки большими компаниями собирались в специально нанятых избах, где пели песни, водили хороводы, играли в традиционные игры (например, «в круга» или «в жмурки»), общались и присматривались друг к другу.
Ярким примером были «торопецкие субботки» в Псковской губернии, где девушки откупали дом у вдовы, устраивали в нем амфитеатр из скамеек и приглашали парней, а женатые мужчины на такие вечера не допускались. Всеобщее веселье, ряженье и ощущение особой, почти карнавальной свободы создавали идеальную атмосферу для зарождения новых романтических отношений.
Особенности периода Святок с церковной точки зрения
Святки — это не просто народные гуляния, а освященный веками период литургической радости. Традиция празднования двенадцати дней после Рождества уходит корнями в глубокую древность, о чем свидетельствуют проповеди отцов Церкви IV века, таких как Ефрем Сирин, Амвросий Медиоланский и Григорий Нисский. Официально эта традиция была закреплена постановлением Турского собора в 567 году.
Уставные правила на этот период отражают его праздничный характер:
- Отмена поста: в среду и пятницу не положено поститься, эти дни становятся сплошными.
- Запрет коленопреклонений: во время богослужений не совершаются земные поклоны.
- Запрет на венчание: таинство брака в эти дни не совершается.
- Особые богослужения: период делится на три отрезка: попразднство Рождества (7-13 января), праздник Обрезания Господня и памяти свт. Василия Великого (14 января) и предпразднство Богоявления (15-17 января), каждому из которых соответствуют свои молитвословия.
История и значение Святок
Древность
Многие обычаи Святок имеют дохристианские корни и связаны с зимним солнцеворотом у древних славян. Этот период ассоциировался с божеством Колядой или Святовитом, олицетворявшим возрождающееся солнце и начало нового годового цикла. Обряды были направлены на обеспечение будущего урожая и благополучия общины: люди «зажигали солнце» (свечу в колесе), пекли обрядовое печенье в форме скота, а ряженье и колядование изначально были магическими действиями, призванными либо задобрить духов предков и божеств, либо, нарядившись в чудищ, слиться с нечистой силой, чтобы та не причинила вреда.
Церковные традиции
С приходом христианства Церковь, не в силах искоренить глубоко укорененные народные традиции, стала наполнять их новым смыслом. Языческое празднование возрождения солнца было осмыслено как радость о рождении «Солнца Правды» — Иисуса Христа. Древние колядки-заклинания постепенно замещались песнями, прославляющими Рождество, а обход дворов стал символизировать путь волхвов к Богомладенцу. Церковь также особо подчеркивала в эти дни милосердие: вслед за византийским обычаем на Святки было принято посещать тюрьмы и больницы, помогать бедным и немощным, чтобы праздничная радость была доступна всем.
Связь с европейскими корнями
Святочные традиции славян имеют прямые параллели с праздничными обычаями других европейских народов в рождественско-новогодний период. Например, обычай ряженья и шествий в масках роднит Святки с карнавальными традициями Центральной Европы. Исторически он восходит к римским «Сатурналиям» и византийским «календам» — праздникам, когда на короткое время отменялись социальные нормы, и люди позволяли себе вольное веселье. Позже VI Вселенский собор специальными правилами (61-м и 62-м) осуждал эти практики как чуждые христианству, но они прочно укоренились в народной культуре.
В Германии и Австрии схожий с колядованием обычай — это «Sternsingen» (пение звезды), когда дети, одетые как волхвы, ходят по домам, поют песни и пишят мелом благословения на дверях. В англоязычных странах аналогом можно считать пение рождественских гимнов (caroling).
Традиции и обычаи в дни Святок
Колядование
Это один из главных и самых древних обрядов. Изначально колядующие, ряженые в шкуры и страшные маски, символизировали духов предков или нечистую силу, от которых зависело благополучие дома. Их песни-колядки были магическими заклинаниями на богатый урожай и здоровье скота. С христианизацией обряд преобразился. Теперь впереди процессии несут Вифлеемскую звезду, а песни прославляют Рождество Христово. В состав колядующих входили: звездарь (несший звезду), звонарь, мехоноша (носил мешок для угощений) и певцы. Хозяева щедро одаривали гостей, так как скупого могли «ославить» шуточной угрожающей колядкой.
Свечи и огни
Огонь — важнейший символ Святок. В Сочельник зажженная свеча в центре стола символизировала Вифлеемскую звезду. В некоторых регионах существовал обычай в ночь на Рождество зажигать на возвышенностях или во дворах большие костры, которые горели все двенадцать дней, знаменуя свет, пришедший в мир со Христом.
Гадания
Самая мистическая и осуждаемая Церковью традиция. Считалось, что в «страшные вечера», когда граница между мирами тонка, можно узнать будущее. Гадали в основном девушки — на суженого и замужество. Популярны были гадания с зеркалами, воском, бросанием башмачка за ворота или подслушиванием под чужими окнами. Церковь всегда строго запрещала эти практики, рассматривая их как общение с нечистой силой и грех волхвования.
Хождение в гости
Святки были временем укрепления социальных и родственных связей. Люди активно навещали родных, крестников, друзей и соседей. Столы в эти дни ломились от угощений, так как пост уже закончился. Это было время щедрых угощений, совместных трапез и радостного общения.
Мероприятия в воскресных школах
Сегодня, с возрождением интереса к традициям, во многих приходских воскресных школах в период Святок проходят специальные мероприятия. Дети разучивают и исполняют рождественские колядки, ставят вертепы (кукольные или драматические сценки Рождества), участвуют в мастер-классах по изготовлению Вифлеемской звезды или рождественских открыток. Эти мероприятия носят просветительский характер и помогают молодому поколению понять духовный смысл праздника.
Даты и периоды Рождественских святок
Первый день Святок 6 января – Рождественский сочельник
Хотя многие начинают отсчет Святок с 7 января, народная традиция часто включает в этот период и Сочельник — день строгого поста и приготовления. Вечером, после появления первой звезды, семья садится за скромную трапезу, главным блюдом которой является сочиво (кутья) — вареная пшеница или рис с медом, орехами и изюмом. В этот день было принято делиться едой с бедными и заключенными.
Второй день Святок – Рождество
7 января — великий праздник, начинающий Святки. После торжественного ночного богослужения семья собирается на праздничный обед. С этого дня начинается колядование и всеобщее веселье. По народному обычаю, первый день Святок полагалось провести в кругу семьи.
13 января – Щедрый вечер (Васильев вечер)
Канун Старого Нового года (14 января) — день памяти свт. Василия Великого. Вечером 13 января щедровали: ходили по домам и пели «щедровки», желая хозяевам изобилия. На ужин готовили щедрую кутью (в отличие от постной в Сочельник), часто с добавлением сала или масла, а также запекали свинину или делать другие мясные блюда, так как св. Василий считался покровителем свиноводов.
Традиции на 14 января
Старый Новый год, или Васильев день. Утром существовал обычай «засевания»: мальчики ходили по домам, «сеяли» зерном из рукава и пели песни с пожеланиями урожая. Это был один из главных дней для гаданий, особенно о будущем замужестве.
Традиции на 18 января
Крещенский сочельник — день строгого поста, завершающий Святки. В храмах совершается великое освящение воды. Вечером, после службы, верующие разговляются, и на столе снова появляется кутья. После этого дня все святочные гуляния и гадания прекращаются.
19 января – Крещение Господне
Праздник Богоявления. Освящается вся водная стихия. Люди идут в храм за святой водой, а самые смелые по традиции окунаются в специально вырубленные проруби-иордани. Считается, что крещенская вода обладает особой благодатной силой.
Приметы на Святки
С каждым днем Святок были связаны погодные и бытовые приметы, по которым судили о будущем годе, особенно об урожае.
- Метели на Рождество — к ранней весне и хорошему росту трав.
- Мороз и солнце 7 января — к урожайному году.
- Много звезд на небе в Сочельник — к урожаю ягод и грибов.
- Иней на деревьях в первые дни Святок — к обильному урожаю хлеба.
- Если на Васильев день (14 января) будет оттепель — год будет добрым и спокойным.
- Считалось, что вся работа, начатая в Святки, не будет спориться, поэтому тяжелый труд и рукоделие (прядение, шитье) старались отложить.
Гадания на Святки
Гадания, хотя и осуждались Церковью, были неотъемлемой частью народной культуры Святок. Самыми «правдивыми» считались ночи на Рождество (с 6 на 7 января), на Васильев день (с 13 на 14) и на Крещение (с 18 на 19).
Примеры гаданий на Святки
- С зеркалом и свечой: девушка садилась в темноте перед зеркалом со свечой, надеясь увидеть в отражении лицо суженого.
- Подслушивание: выйдя ночью на перекресток, можно было услышать от прохожих слова, предсказывающие судьбу. Девушка спрашивала имя у первого встречного мужчины — так якобы будут звать жениха.
- Литье воска или олова: расплавленный материал выливали в холодную воду, а по получившейся фигуре толковали будущее: кольцо — к свадьбе, корабль — к далекой дороге, свеча — к болезни.
- С поленом из дровницы: девушка с закрытыми глазами вытаскивала полено: если оно было кривое и сучковатое — жених будет неказистым, если гладкое и ровное — красавцем.
Что можно и нельзя делать на Святки
Разрешенные действия
- Радоваться, веселиться, славить Христа в кругу семьи и друзей.
- Ходить в гости и принимать гостей, проявлять щедрость и гостеприимство.
- Заниматься благотворительностью: помогать бедным, больным, посещать одиноких.
- Участвовать в колядках с духовным, а не разгульным содержанием.
- Заниматься творчеством и мирными домашними делами.
Что делать запрещено
- Нельзя гадать, ворожить и вызывать духов. Это главный церковный запрет.
- Не рекомендуется ссориться, сквернословить, злословить.
- Следует избегать тяжелой физической работы и рукоделия, связанного с прядением и шитьем (по народным поверьям).
- Церковь не одобряет ряженье в бесовские и уродливые личины, переодевание в одежду другого пола, что было популярно в народных гуляниях.
Празднование в России
Региональные особенности
Традиции Святок заметно варьировались от региона к региону. В Новгородской губернии ряженые («окрутники») ездили по улицам на больших лодках, поставленных на сани, с флагами и музыкой. На юге России и в Украине особое распространение получили «щедровки» и вертепы. В северных областях пекли обрядовое печенье «козули» в форме животных. В некоторых селах до сих пор сохранился обычай «водить козу» или «меланку» — ряженого в вывороченном тулупе персонажа.
Как Святки повлияли на современную культуру
Сегодня Святки переживают волну интереса. Их отмечают не только в сельской местности, но и в городах. Организуются народные фестивали, рождественские ярмарки, проводятся мастер-классы по колядкам. В храмах и культурных центрах ставятся вертепные представления. Литературный жанр «святочного рассказа» с его обязательным чудом и добрым финалом (классические примеры — у Лескова, Куприна, Чехова) остается популярным. Таким образом, Святки продолжают жить, соединяя в себе древние корни, христианскую духовность и современные формы культурного досуга.
Больше про Святки
- Царские Святки: известно, что император Петр I сам любил святочные гуляния с ряженьем и заставлял участвовать в них свою знать.
- Святки и закон: в Российской империи существовал закон, запрещавший «в навечерие Рождества… заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски».
- Языческое «ало»: Обычай оставлять на ночь угощение для ряженых (а раньше — для духов предков) — прямая отсылка к древней тризне.
- Гастрономический символ: кутья (сочиво) — главное блюдо Святок, подается трижды: на Рождество (постная), на Старый Новый год (щедрая) и на Крещенский сочельник (голодная). Она символизирует единство, плодородие и память о предках.
- Святки в искусстве: помимо литературы, Святки ярко отражены в живописи русских художников (например, в картинах Б. Кустодиева и В. Сурикова) и, конечно, в знаменитом «Святочному» балете П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Святки – это уникальное время, мост между старым и новым годом, между древними верованиями и христианской радостью. Какой бы способ празднования вы ни выбрали – молитвенное участие в богослужениях или изучение народных обычаев – главное, чтобы эти дни прошли в мире, добре и радости.