"Индия. Ткань времени" – выставка в музее-заповеднике "Царицыно"
Что общего у Иваново и Кашмира, у сари и джинсов? Ответы на выставке "Индия. Ткань времени" в музее-заповеднике "Царицыно". Масштабный проект, объединивший крупнейшие государственные музеи, частные коллекции и модные дома, посвящен роли индийской текстильной традиции в мировой истории и повседневной культуре. О тонких материях размышляла Ксения Егорова.
Старинные индийские миниатюры и парадные портреты европейских дам XIX века, полотна импрессионистов и традиционный индийский мужской костюм – для посетителей эта выставка настоящий текстильный детектив. Придется выявлять индийские следы в самых неожиданных контекста.
"Наш музей привез в Россию более семидесяти артефактов индийского текстиля, и если вы попробуете сравнить эти образцы с образцами русского текстиля, то удивительным образом найдете общие мотивы. Я думаю, что эти культурные взаимосвязи не имеют границ", – поделился директор Национального музея ремесел и ручного ткачества в Дели (Индия) Манож Рана.
Придумано в Индии – подхвачено всем миром. Как бабушкин коврик с оленями, тот, что из детства, связан по смыслу с индийским покрывалом с вышивкой, синие джинсы – с цветом индиго и традиционными индийскими рубашками, что уж далеко ходить – тончайшие ампирные муслиновые платья, необходимая вещь на балу начала XIX века – с современной базой. Казалось бы, простейшая вещь – обычная белая футболка, а ведь сколько видов этого самого хлопка существует. Вельвет, ситец, фланель, шанель, муслин – и все это как в драгоценной шкатулке с сокровищами – а еще можно этот хлопок понюхать. Кстати, восточный аромат пачули – древесно-пряный, пришел в Россию, по одной из версий, вместе с тончайшими индийскими шалями из Кашмира – растение пачули отгоняет насекомых и сохраняет ткань при транспортировке, сама же тончайшая кашмирская шаль – предмет небывалой роскоши. Что можно было за нее выручить?
"Что-то в районе небольшой деревеньки. То есть купить настоящую индийскую шаль, сотканную в Кашмире, было очень дорого", – рассказала куратор выставки Екатерина Шинкарёва.
Постепенно станки жаккарда и перепроизводство шалей сделали их из эксклюзивного товара – массовым. Так мода и ушла, хотя вероятно до сих пор сохраняется в некотором виде в провинциальных библиотеках. А вот традиционные "огурцы" – узор который в западной культуре называют пейсли – по названию города в Шотландии с текстильными мануфактурами – очень сильно повлиял на хиппи – и сегодня нет-нет, да и промелькнет в современных коллекциях отечественных и зарубежных дизайнеров. Тут не боятся смешивать стили и эпохи – общее всегда найдется.
"Сумочка Шанель здесь возникла не случайно. Мы с коллегой, с куратором вспомнили, что в Индии были такие прекрасные женщины – правительницы в XIX-XX веке, женщины – бегумы, и одним из символов их власти стали такие сумочки – кошелечки батуа. Мне сразу показалось, что эта история очень сильно вписывается в тему эволюции сумки. Того, как в сумке, например, появляется ремешок", – прокомментировала куратор выставки Людмила Алябьева.
Так что эту ткань времен можно рассматривать до бесконечности – тем более в рамках выставки уже запланировано более 30 мероприятий с участием российских дизайнеров, представителей индустрии моды и исследователей моды и текстиля.