23 декабря 2025, 18:35 23 декабря 2025, 19:35 23 декабря 2025, 20:35 23 декабря 2025, 21:35 23 декабря 2025, 22:35 23 декабря 2025, 23:35 24 декабря 2025, 00:35 24 декабря 2025, 01:35 24 декабря 2025, 02:35 24 декабря 2025, 03:35 24 декабря 2025, 04:35

Калужский музей изобразительных искусств представляет выставку изразцов

  • Картинка
  • Калужский музей изобразительных искусств представляет выставку изразцов
  • Картинка
    Калужский музей изобразительных искусств представляет выставку изразцов
  • Калужский музей изобразительных искусств представляет выставку изразцов
Для калужских изразцов характерна белая глухая эмаль, роспись кобальтовой краской и использование легкоплавких глазурей разных цветов.

Выставка, посвященная одному из самых выразительных элементов русского декоративного искусства – изразцам, проходит в Калужском музее изобразительных искусств. Эти керамические плитки столетиями украшали печи в домах, а сегодня стали ценными музейными экспонатами. Репортаж Светланы Прохоровой.

Изразцы в течение столетий были важной частью русского дома, сочетая в себе практичность и художественное мастерство. Изразцовые печи обогревали помещения и одновременно служили главным украшением интерьера. В собрании Калужского музея изобразительных искусств хранится уникальная коллекция: три почти полностью сохранившиеся печи, а также фрагменты нескольких печей конца XVIII – первой половины XIX века.

"Здесь представлены в основном калужские изразцы, за небольшим исключением, XVIII и конца XIX века. Все они сделаны на калужских заводах из местной глины, которая добывалась в Бабенках, и очень характерны для Калуги", – рассказала заведующая сектором учета музейных предметов Калужского музея изобразительных искусств Татьяна Хохлова.

Со временем в Калуге сложилась собственная изразцовая традиция. В начале XVIII века город активно богател, росло купечество и вместе с этим спрос на так называемый ценинный товар, к которому относились и изразцы. Так возникло местное производство. Для калужских изразцов характерна белая глухая эмаль, роспись кобальтовой краской и использование легкоплавких глазурей разных цветов. Орнаменты были не случайны: они отражали представления о красоте, природе и гармонии.

"Очень тонкий рисунок, очень точный рисунок, потому что писались изразцы по сырой эмали, когда нельзя было сделать ошибку в изображении, а потом расписывались глазурями", – добавила Татьяна Хохлова.

Дополняет выставку виртуальная реконструкция печи, полностью украшенной изразцами. Она позволяет посетителям увидеть, как эти произведения гончарного искусства выглядели в интерьере и какое место занимали в повседневной жизни прошлых эпох.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация