26 декабря 2025, 08:47 26 декабря 2025, 09:47 26 декабря 2025, 10:47 26 декабря 2025, 11:47 26 декабря 2025, 12:47 26 декабря 2025, 13:47 26 декабря 2025, 14:47 26 декабря 2025, 15:47 26 декабря 2025, 16:47 26 декабря 2025, 17:47 26 декабря 2025, 18:47

"Декабрьские вечера" завершились концертом "Плафон Парижской оперы"

  • Картинка
  • "Декабрьские вечера" завершились концертом "Плафон Парижской оперы"
  • Картинка
    Закрытие "Декабрьских вечеров" – в Пушкинском музее
  • "Декабрьские вечера" завершились концертом "Плафон Парижской оперы"
В этом году программу фестиваля посвятили Марку Шагалу.

От Глюка до Шёнберга – "Декабрьские вечера" в Пушкинском музее завершились концертом под названием "Плафон Парижской оперы". Программа фестиваля этого года посвящена Марку Шагалу. Что связывает художника с Опера Гарнье, расскажет Дженнет Арльт.

В 1964 году более двух тысяч гостей пришли в Парижскую оперу на открытие плафона, роспись которого доверили Марку Шагалу. Художник, которому на тот момент было за 70, сам в течение года расписывал холст размером 220 квадратных метров. Плафон Парижской оперы – это застывшая музыка. На огромном полотне Марк Шагал изобразил героев и сюжеты мировых шедевров – от опер Моцарта до балетов Стравинского. В финальном вечере фестиваля "Декабрьские вечера" в Пушкинском музее этот театральный калейдоскоп переносится на концертную сцену.

"Люди, которые пришли на концерты этого фестиваля, уже находясь в зале, могут не просто сидеть, ждать, когда выйдет артист, они могут рассматривать картины, которые развешаны по стенам. Входить в это состояние через живопись, а потом музыка берет свое", – сказал худрук и дирижер Камерного ансамбля "Солисты Москвы", народный артист СССР Юрий Башмет.

Программа концерта – прямое отражение шагаловского замысла, оммаж той музыке, любовь к которой художник пронес на протяжении всей жизни. Вечер открывает увертюра к "Волшебной флейте" Моцарта, чьи персонажи парят на потолке Парижской оперы. На сцене Юрий Башмет и его камерный ансамбль "Солисты Москвы". Особое внимание молодым солистам Всероссийского юношеского симфонического оркестра. Они отправляют зрителей в путешествие по музыкальным историям, которые художник запечатлел в красках.

"Шагал очень, очень музыкальный художник, поэтому он много работал для театра, оформлял театральные музыкальные постановки", – отметил заместитель директора по развитию ГМИИ им. Пушкина Георгий Москвичёв.

Здесь и античная легенда об Орфее и Эвридике в одноименной опере Глюка, и страстная "Кармен" Бизе в виртуозной фантазии Пабло Сарасате. Авангардный "Аполлон" Стравинского, звучавший в дягилевских "Русских сезонах", и поэзия Пушкина в арии Ленского в переложении для гобоя и струнных. Связь Шагала с музыкой была глубокой и личной. Он пел в детстве, брал уроки скрипки и хотел учиться в консерватории. Художник любил работать под музыку, ценил не только классиков, но и своих современников. Ансамбль "Altro Coro" под управлением Александра Рыжинского исполняет сочинения Мориса Равеля – для его балета "Дафнис и Хлоя" Шагал делал эскизы декораций и костюмы.

"Эта тонкость, рафинированность, игра с классикой, с классическими образами, мне кажется, это то, что сближает музыку Равеля непосредственно с живописью самого Шагала", – поделился худрук и дирижер Ансамбля современной хоровой музыки РАМ им. Гнесиных "Altro Coro", ректор Александр Рыжинский.

"Декабрьские вечера" – это развернутый музыкальный комментарий к изобразительному искусству. В финале звучит музыка Моцарта, которого мастер очень любил.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация