Ирина Корчегина – о выставке "Архетипы авангарда"
Публика на выставке "Архетипы авангарда", если не поленится и познакомится с текстами, которые ее сопровождают, будет подготовлена к тому, что архетипы любого художника из числа представленных сменялись на протяжении жизни.
Судьба делала вираж – проявлялся другой архетип. Поэтому на выставке Михаил Ларионов, например – Шут, но он же Дитя. Наталья Гончарова – и Творец, и Бунтарь. По этой причине может показаться, что некоторые произведения на выставке легко можно менять местами, переносить из раздела в раздел, и без ущерба для общей картины. В этом не то что бы слабое место экспозиции, но чувствуется какая-то помеха в этом.
Оправдание такому ходу можно найти. Оно скорее всего состоит в том, что явно не просвещение было целью этой экспозиции. Хотя представление об искусстве русского авангарда в живописи она даёт, вполне. Но это не урок, это – игра. И перед входом на выставку, вы заметили: установлено устройство, которое позволяет примерить на себя архетип кого-нибудь из авангардистов.
К тому же "Шут" – это архетип, которому на этой выставке присвоено первенство. Это выяснилось по ходу нашего разговора с её куратором, Ириной Кочергиной.