Спецоперация России 28 декабря 2025, 19:57 28 декабря 2025, 20:57 28 декабря 2025, 21:57 28 декабря 2025, 22:57 28 декабря 2025, 23:57 29 декабря 2025, 00:57 29 декабря 2025, 01:57 29 декабря 2025, 02:57 29 декабря 2025, 03:57 29 декабря 2025, 04:57 29 декабря 2025, 05:57
  • Александр Рогаткин
  • Александр Сладков

По украинским боевикам в Гуляйполе применили РСЗО "Торнадо-С"

  • Картинка
  • По украинским боевикам в Гуляйполе применили РСЗО "Торнадо-С"
  • Картинка
    По украинским боевикам в Гуляйполе применили РСЗО "Торнадо-С"
  • По украинским боевикам в Гуляйполе применили РСЗО "Торнадо-С"
Военкоры ВГТРК все эти дни работали в самых горячих точках. Репортаж Александра Сладкова – из освобожденного Димитрова, горячий репортаж Александра Рогаткина – из Гуляйполя, второго по величине города Запорожья.

Для бандеровцев потеря Гуляйполя болезненна еще и потому, что для них это прежде всего родина батьки Махно, которого националисты почему-то записали в свои герои, хотя, надо сказать, именно батька Махно был непримиримым противником украинского национализма. При этом – революционер-орденоносец. Награжден орденом Красного Знамени под номером 4 в 1919 году за боевой рейд по тылам Деникина на своих знаменитых летучих тачанках с пулеметами "Максим".

5 метров под землей и несколько километров до Гуляйполя. Один из командных пунктов управления 5-й армии группировки "Восток", отсюда идет координация штурмовиков 60-й мотострелковой бригады, которые освобождают город.

Оборона Гуляйполя рухнула на 20-е сутки штурма. Город оказался в полном окружении и к исходу недели был полностью освобожден.

"Все точки сопротивления подавлены, город находится под контролем наших войск – штурмового подразделения 5-й гвардейской общевойсковой армии, 57-й и 60-й мотострелковых бригад. Создан внешний контур обороны города и продолжается наступление. Задача – отодвинуть на максимальное расстояние войска противника", – сообщил генерал-лейтенант Роман Греков, заместитель командующего группировки войск "Восток".

Все последние дни шла методичная зачистка города. Искали разрозненные отряды врага, которые прятались в развалинах домов.

"Все подъездные дороги, ведущие с запада, с северо-запада, под нашим контролем. Дороги заминированы, не даем противнику выйти из окружения и, соответственно, не даем противнику накопиться, провести контратаки", – говорит полковник Александр Фабричнов, командир 60-й отдельной мотострелковой бригады 5-й общевойсковой армии Восточного военного округа.

Краеведческий музей Гуляйполя имени Нестора Махно захвачен. Он сильно пострадал. А знаменитая тачанка, на которой батька громил Деникина и Петлюру, а потом уносил ноги от конницы Буденного, чудом уцелела.

"Когда отдельные революционные личности в период исторических драматических событий занимают антигосударственную позицию, наверное, это еще можно объяснить, но когда на путь махновщины встают целые государства, то заканчивается это все время вот таким образом. Гуляйполе наше отныне и навсегда", – заявил Роман Греков.

А до памятника Махно первыми добрались штурмовики 57-й бригады. Монумент анархисту-революционеру был обложен мешками, которые должны были защитить его от осколков и возможного поругания. Но наши бойцы с памятниками не воюют. С бронзового Махно только сорвали желто-синий флаг и набросили ему на плечи знамя своей бригады.

"Никаких кощунств не делаем. Повесили флаг, памятник будем хранить и не дадим его разрушить, так как это наша общая история", – подчеркнул Александр Фабричнов.

В административном здании напротив памятника Махно засевшие боевики ВСУ долго оказывали сопротивление. Их выбивали дронами. Там был штаб первого батальона 102-й бригады. Когда наши штурмовики ворвались на командный пункт, в чашках был еще горячий чай. Секретные карты и документы уничтожить не успели.

"Это их флаг бригадный, компьютер так на месте и остался, вот радиостанция, рабочая карта командира. Телефоны, планшеты лежат. Телефон даже не запаролен", – рассказывает наш боец.

Все это поможет в дальнейшем наступлении на Запорожье

По тем боевикам ВСУ, кто не хочет отступать или сдаваться, авиация наносит удары тяжелыми ФАБами.

"Сейчас уже город полностью за нами. Сейчас уже нет никакой дороги. Мы раскидывали листовки примерно неделю или 10 дней до того, как туда зашли, и во время штурма. Давали им шанс выйти из города, оставляли им коридор. Сейчас уже коридоров нет, город полностью блокирован нами", – рассказал Вячеслав Веденин.

В Гуляйполе было первое массовое применение управляемых реактивных снарядов для "Торнадо-С". Это высокоточные реактивные снаряды, которые несут 250 килограммов взрывчатки. В три раза больше, чем пресловутый HIMARS. Именно такого оружия не хватало в первые дни СВО, чтобы не просто попасть в цель, а уничтожить ее наверняка, оставив на ее месте глубокую воронку.

"Это реактивный снаряд. Если сравнивать с HIMARS, он лучше, чем HIMARS. Летит очень хорошо, точно прямо в бочку залетает, на расстояние 120 километров в максимальной. Это проверялось неоднократно здесь, на СВО", – рассказал командир расчета РСЗО "Торнадо-С", позывной Восток.

Страшное оружие. В четырехэтажном здании в центре Гуляйполя засели украинские операторы дронов. С верхних этажей работал пулемет. Всего лишь одной ракетой половина дома была снесена до фундамента.

"Стреляем мы под одним углом. Он уходит в стратосферу, летит, начинает планировать, сам себя корректирует за счет спутников. И если он видит РЭБ, чувствует РЭБ, начинает уходить и заходить под другим углом. Он может со стороны врага зайти в их же дом", – пояснил командир расчета РСЗО "Торнадо-С". Можно стрелять залпом. При этом каждый снаряд найдет собственную цель, чьи координаты будут заложены в его программу.

"Первые разработки были около года назад, поставляются большими партиями. На Гуляйполе мы отправили около 12 ракет на 10 целей. И были очень поражены точностью", – рассказал командир батареи РСЗО "Торнадо-С", позывной Календарь.

Был нанесен ночной удар по зданию бывшей районной поликлиники, в которой оборону держали украинские зэки из подразделения "Шквал". Их было там человек 15.

"Пытались FPV-дронами решетки сбить на первом этаже. Не получалось. То есть не хватает взрыва полетной мощности боеприпаса, чтобы ее сорвать с окна. И они еще заложили кирпичом окна. Оставили себе окошки для ведения стрельбы. Штурмовики просто к зданию подойти не могут. Его сложили ночью. Полностью, до основания, до первого этажа. Только в Гуляполе я его применение увидел первый раз. Три раза его применяли, три раза точно в цель. Хорошее оружие", – отметил Вячеслав Веденин.

Найыр, позывной Киргиз. Штурмовик из Тувы. Один из первых вошел в Гуляйполе, форсировав речку Гайчур. "Мы прошли – чуть выше колена река, с мокрыми ногами пришли. Ну, а так нормально", – рассказывает Найыр. Перед этим боец пережил атаку дрона. "Я там получил в спине осколочные ранения, легкие. И все, я дальше пошел выполнять боевую задачу", – говорит он. Во время штурма окраин Гуляйполя он оказался отрезанным от своих и получил по рации приказ закрепиться в одном из домов. "В мой домик трое заходят. Один заходит, я сразу положил противника насмерть. И сразу двое к моему домику сразу подходят, и я их тоже сразу насмерть положил", – рассказывает Найыр.

Его выследили с украинского дрона разведчика. "И меня начали FPV-дронами отрабатывать. И всё. Весь домик разрушили. Я считал, примерно 12 штук, и две "Бабы-Яги" начали одновременно работать", – вспоминает Найыр.

Боец получил еще одно ранение в ногу. Наложил сам себе жгут, перевязал рану и после этого три дня держал в полуразрушенном доме оборону. Уже совсем было отчаялся и даже записал для матери обращение на телефон: "Приветствую, мама. Как ваши дела? У меня ранило ногу, живым остаться пытаюсь. Буду что-то делать, так что не переживай, мама, все нормально будет, я не чувствую, что пришло время умирать, все нормально будет, мама, прощай!".

Вспомнил родных и свое хозяйство – у семьи в Туве целый табун, больше 50 лошадей. Вот как там без него справятся? Найыр решил во что бы то ни стало выжить и перебрался в соседний дом. "Два всушника тоже встретил. Контактный бой начал. Я сначала зашел в домик, они там сидят. Я уже понял. Гранату закинул. Потом одного сразу я насмерть положил. И одного трехсотил", – рассказал боец.

Каким-то чудом удалось выйти на связь с командиром. Тот и не чаял услышать его живым. Штурмовик получил приказ откатываться. "Примерно 14 километров шагал, откатывался. Раненый. 14 километров примерно 4 дня прошел", – говорит Найыр.

В том бою штурмовик из Тувы уничтожил 9 вражеских бойцов. Командование группировки "Восток" представило его к государственной награде. Теперь, главное, ногу вылечить.

Стремительное освобождение Гуляйполя еще несколько месяцев назад обеспечил мощный прорыв 36-й армии с севера – в обход всех линий украинской обороны.

С ходу форсировав несколько речек и освободив больше двух десятков населенных пунктов, штурмовики группировки "Восток" перерезали основные пути снабжения городского гарнизона, и судьба бывшей столицы махновщины была решена.

***

Димитров зачищен, последних украинских военных уничтожили в нем на этой неделе. Теперь группировка "Центр" двигается дальше, забирает город Родинское, подтягивая за передовыми частями свои тылы и подкрепления. Съемочная группа ВГТРК двигается вместе с офицерами и бойцами 9-й бригады, вперед идет и созданная здесь группировка морской пехоты России.

История освобождения Красноармейской, или Покровской, агломерации уже завершается.

"Это русская земля, которая по праву принадлежит нам, которую мы обязаны были освободить. Даже самый маленький разрушенный сарай на русской земле – он русский. Он должен быть дома, я считаю так", – говорит Андрей Николюк, заместитель командира 9-й бригады 51-й общевойсковой армии группировки "Центр".

Девятая бригада группировки "Центр" воюет в Донбассе с 2014 года, еще со времен создания добровольческого отряда "Сомали" – ныне это 60-й штурмовой батальон в составе бригады.

"Воюем знаниями, которые приобрели, воюем настойчивостью, мотивацией", – говорит Андрей Николюк.

"Противник уже откатывается практически в Днепропетровскую область. Выйти у них без потерь уже не получится, потому что на всех их логистических маршрутах, как они двигались до этого, находятся наши бойцы", – сообщил Александр Литвинов, заместитель командира 60-го батальона 9-й бригады 51-й общевойсковой армии группировки "Центр".

Противника гонят на север российские беспилотники. А вражеские коптеры 9-я бригада отгоняет, перехватывая их управление на себя.

"У нас комплекс "Чистюля", который в районе 60-70 километров давит любые средства БПЛА противника, – рассказывает командир взвода беспилотных систем, позывной Спартак. – Вообще любые, кроме оптоволокна. В сутки мы около 200-300 бортов противника гасим. Забираем картинку – всё, противник не может не пролететь, никаких огневых воздействий нам не сделает".

9-я бригада – одна из тех частей, что окружали Димитров. 5-я бригада группировки "Центр" на этой неделе завершала зачистку города. В Димитрове более 14 тысяч домов и строений, 35 процентов – высотные здания. Каждая постройка была проверена.

"Когда противник обнаруживается, он всегда должен быть блокирован. И понимание его нахождения. Дальше – просто вопрос времени и техники и опыта бойцов", – пояснил Виталий Марокко, командир батальона 5-й бригады 51-й общевойсковой армии группировки "Центр".

"Мы разбрасывали листовки по городу. Очень часто, каждый день у нас идет агитационная работа – сдавайтесь, выходите", – рассказал Антон Альшанинский, заместитель командира 5-й бригады 51-й общевойсковой армии группировки "Центр".

"Война не окончена. Задач у нас еще ой-ой-ой. Дел хватает. Поэтому надо заниматься собой, плюс подготовить людей, дать им немного отдохнуть. Пусть даже домой не поедут, но просто вывезти их, дать подышать свежим воздухом. Не тревожным. Опустить автомат", – говорит Виталий Марокко.

"Скоро вся эта история закончится. Мы однозначно победим, освободим. Это дело времени, я думаю, не такого большого. Если этого не сделать, то весь этот нацизм, который процветает сейчас со стороны некоторых формирований Украины, расплодится еще больше. И еще больше они наберут силы, наберут вооружения, наклянчат его в Европе, в Америке наклянчат. И придут опять", – уверен Андрей Николюк.

Наши части сейчас закрепляются в освобожденных от противника городах и селах, есть где укрываться, маскироваться. А вот части ВСУ отошли в чистое поле, им приходится рыть норы и занимать позиции на открытых местах, с которых их тоже сгонят ближе к Днепропетровску – это дело времени.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация