Исполнилось 250 лет со дня рождения архитектора Карла Росси
Исполнилось 250 лет со дня рождения архитектора Карла Росси. Итальянский зодчий создал современный облик Санкт-Петербурга. О проектах родоначальника русского ампира – расскажет Екатерина Моран.
Александринский театр "плывет" сквозь века. Это не красивая метафора, а реальность и сложная задача, с которой столкнулся в свое время Карл Росси. Он несколько раз менял расположение здания в своих чертежах. Определиться с точным размещением было крайне сложно. Все дело в топком болоте, на котором вопреки всему появился театр.
"Тут пять тысяч дубовых свай прямо опущены в этот пучинистый грунт. Здесь нельзя даже закреплять этот фундамент, потому что иначе все рухнет", – рассказал заместитель художественного руководителя Александринского театра Александр Чепуров.
С внешней стороны – античный храм с колоннами. Внутри – сводчатая архитектура – отсылка к Древней Руси. Одно из поздних и значимых произведений мастера.
Александр Чепуров: "На этой сцене достаточно говорить шепотом, и вас будет слышно на любом ярусе. Единственная хитрость заключается в том, что вы не должны на сцене терять из виду центральную ложу".
Такой акустики Росси удалось добиться благодаря инновационной для того времени многоярусной системе лож с невысокими перегородками. Сам зал он построил в форме подковы по аналогии с итальянскими театрами. Подвесной потолок по праву считается чудом инженерной мысли даже сегодня, в XIX веке. Тогда же к идее архитектора отнеслись и вовсе скептически. Строители убеждали Росси, что вся эта конструкция однажды рухнет прямо на зрителей. На что итальянец уверенно ответил: если вдруг такое случится, можете достать то, что от меня останется и подвесить на эти стропила. Карл Иванович спокойно спит и по сей день. Венцом имперской роскоши и одним из знаковых произведений Карла Ивановича стала резиденция великого князя Михаила Павловича, ныне – Русский музей. Архитектор создал целостный ансамбль в стиле русского ампира, в который, помимо дворца, вошли служебные корпуса и сад.
"Вся эта музейная обстановка она не диссонирует с тем прежним, прошлым великого Михайловского дворца", – отметила заведующая сектором архива изображений Русского музея Ирина Панченко
Мастер архитектурных ансамблей – так назовут Росси потомки. Зодчий не просто проектировал отдельные постройки. Он продумывал кварталы и площади так, чтобы была общая композиция. Такой получилась и улица, которая носит имя ее творца. К Петербургу Росси испытывал особую любовь. Сюда итальянский архитектор переехал из Неаполя вместе с семьей в начале девятнадцатого века. Причем начинал градостроитель с декоративно-прикладного искусства.
"На заре своей карьеры Росси работал на императорском стекольном заводе и по его проектам выполнялись такие необычные вещи. И это вот, наверное, самое интересное – такая ваза со змеями", – сказал старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Музея истории Санкт-Петербурга Артем Кормщиков.
В работе для Росси не было мелочей. Все элементы зодчий продумывал детально. Он вложил душу в любимый город. Умер в нищете и долгах, но навсегда оставил великую, рукотворную память о себе.